Рубрики
МЕНЮ
Вспомнились два момента из ранних девяностых. Тогдашний анекдот: «Что ты крутишь пальцами мобильник? Уронишь, разобьешь — будешь с пейджером ходить, как нищий». И фраза моего тогдашнего босса, директора первой в Запорожье негосударственной телекомпании: «Зачем покупать мне кнопочный телефон? Я и диск покручу, не облезу».
Правда же, сегодня такие технологические этюды воспринимаются с большой улыбкой? Где те пейджеры? Кто помнит о телефонах с дисками? Может, еще и пишущую машинку «Ятрань» вспомнить, на которой я выстукивал свои первые журналистские тексты?
Вспомнил из поздних девяностых, когда работал в Донецке и по долгу службы должен был принимать высоких зарубежных гостей. И приличной гостиницы, отвечавшей современным стандартам, в огромной городе попросту не было. Самой лучшей считалась гостиница «Олимп» с пятью этажами без лифта. Но зато там все было «по-богатому»: дебелый советский паркет, дубовые панели на стенах, тяжелые цветастые ковры в коридорах.
Уже в начале двухтысячных в Донецке появилась масса современных отелей — небольших, с евроремонтом и таким сервисом, который принят везде в цивилизованном мире. Наступило время, когда в Украину пришли достижения строительной индустрии и когда поездившие по миру бизнесмены поняли, что и как нужно делать.
Вот это и есть то, что называется точка невозврата. Технический прогресс неумолим, и железный конь с неотвратимостью идет на смену крестьянской лошадке, и калькулятор вытесняет тяжелые деревянные счеты с костяшками.
Сегодняшним молодым людям, слушающим музыку на ходу через гаджеты, сложно представить себе, что еще тридцать лет назад основными носителями звукозаписи были виниловая грампластинка и магнитофонная лента. Зато они застали и запомнили, как флешка стремительно вытеснила дискету.
Люди в возрасте по-разному реагируют на непрерывные технологические новации. Кто-то осваивает новейшие достижения, а кто-то пасует и ностальгически сетует на дегуманизацию человечества и зависимость от разнообразных протезов. Великий режиссер мультфильмов Юрий Норштейн так и не освоил компьютер и с грустью смотрит, как его молодые ученики за пару недель добиваются с помощью «Флеша» такого же эффекта, как он вручную за пару лет.
Жизнь — это движение, это перемены. Не ходят по улицам и дворам почтальоны с пачками писем в «толстой сумке на ремне». Мы переписываемся по электронной почте или в соцсетях, созваниваемся в скайпе — какие тут письма, написанные вручную, закапанные слезой или воском со свечи? Не ездят по дворам мусорные машины, вызывающие своими гудками народ из подъездов с ведрами. И тогда можно было по характеру выбрасываемого мусора определить уровень благосостояния того или иного гражданина. Все в прошлом — точка невозврата пройдена.
И очень хочется надеяться, что навсегда пройдена точка невозврата в плане советского вечного дефицита и длиннющих очередей с криками «Вас здесь не стояло!» и «Больше двух в одни руки не давать!». Хотя, как показывает свежий опыт, мы сами можем устроить себе какой-нибудь дефицит, поддавшись панике и ринувшись запасаться ненужными стратегическими товарами типа соли, муки, сахара. Но это эксцессы. А магистральная дорога ведет в сторону изобилия.
Назад пусть идут те, у кого, как им кажется, особый путь.
Новости партнеров