Что наша жизнь?

Да конечно же, игра! В том числе и игра в футбол. Кто скажет, что мы с Пушкиным, а где-то даже и Шекспиром, утверждавшим, что весь мир — театр, не правы, пусть бросит в нас камень. Тем более что последний вполне мог наблюдать, как толпа его соотечественников носится в погоне за мячом, как угорелая, сметая все на своем пути, где-нибудь в окрестностях Стратфорда-на-Эйвоне. Это вредное и опасное развлечение было запрещено в Англии в начале XIV века, но разве можно, даже королевским указом, унять любовь народную? Англичане стали проводить потасовки с мячом за пределами городов, а во второй половине XVII века запрет был благоразумно снят. Жаль, Шекспир не дожил — он бы уж точно, если бы не включился в игру сам, отразил бы ее в одной из пьес...

Хотя не надо забывать, что на самом деле футбол придумали китайцы. Тут уж ничего не поделаешь — они на поверку всл придумали.

Можно долго мусолить, почему именно футбол столь повально завоевал сердца землян, но так уж случилось, и конкуренции не предвидится. Мне вспоминается, как в советские годы вычисляли влияние футбола на будничную жизнь: скажем, после побед в чемпионате «Шинника» или «Крыльев Советов» соответственно в Ярославе и Куйбышеве (нынешняя Самара) отмечалось заметное повышение производительности труда. Нынче мы поем другие песни, но тот факт, что чемпионат в Бразилии посмотрело полпланеты, логично провоцирует восторженную дрожь в конечностях.

И стоило смотреть! Как по мне, то нынешний чемпионат войдет в историю своей категоричностью и непредсказуемостью. На первых же порах в круговых турнирах со свистом вылетают из борьбы такие команды, как Испания, Италия, Англия, Португалия! Полный триумф латиноамериканского футбола — в одну восьмую не прошли лишь Эквадор и Гондурас.

Получила поддержку игровая сущность футбола — подтвердилось, что и проигрывать можно триумфально, как это сделал Алжир в матче со всемогущими германцами. Да и в целом на чемпионате превалировали матчи, в которых велась открытая и зрелищная борьба. К четвертьфиналам Европа уже слегка подтянулась — половина на половину, но присутствие в восьмерке сильнейших Коста-Рики и Колумбии явно подтверждало, что не зря Колумб открывал Новый Свет.

Потом же грохочет главная сенсация: немцы разносят в пух и прах Бразилию со счетом 7:1 — о таких результатах в чемпионатах просто забыли, их можно представить лишь на черно-белой пленке, да еще и с повышенной скоростью кадров. Поклонники бразильцев надеются, что ребята вжарят голландцам и хоть схватят бронзу, но и этого не происходит: три безответных мяча — это отнюдь не многоточие.

Финальный матч оказался, пожалуй, не столь зрелищным, но напряжение было сумасшедшим — от первой до последней секунды. Операторы вовлекли в игру одно из новых чудес света — статую Христа-Искупителя над Рио-де-Жанейро. Сперва она появлялась на фоне заходящего солнца, затем — над огнями города и наконец — в цветах немецкого флага. А победители — здоровые мужики — без стеснения роняли слезы...

Не зря я поминал Шекспира — футбол сродни искусству, и в частности в том, что он помогает удрать от жизни. Но кончается матч, кончается чемпионат, кончается праздник, и мы возвращаемся в будни. А там война...

Читайте также