Рубрики
МЕНЮ
Спор о вкусах – дело известной степени безнадежности. Особенно, если речь о конфликте вкусов самого обычного зрителя и титана кинематографической мысли — Ридли, нашего, Скотта. Мэтр на днях объявил о том, что весной 2016-го на экраны выйдет сиквел «Прометея» — сиквел приквела, уж простите за каламбур.
Да, все в курсе. Даже если бы сэр Ридли не снял ничего, кроме «Солдата Джейн», он бы навсегда вошел… Если бы единственным его фильмом стало «Падение «Черного ястреба», мы бы все равно… И даже попсовый пеплум «Гладиатор» навсегда бы остался в наших… (нужное вставить), хотя бы за то, что Скотт возродил сам жанр пеплума.
Но в том-то и дело, что Ридли Скотт не просто снимал хорошие и очень хорошие фильмы. В 1979 году он создал целую Вселенную: ее официальная дата рождения — 25 мая 1979 года, день, когда на экраны США вышел Alien. «Чужой».
Ксеноморф стал одним из символов и наиболее знаковых фигур массовой культуры XX века, без которого ее уже и не представишь – как и без Кинг-Конга, Бэтмена, Годзиллы, Терминатора, Фантомаса и Джеймса Бонда. Олицетворением идеального зла, машиной для уничтожения, напрочь лишенной рефлексирования. Впрочем, как и положено насекомому-паразиту. Вот уж кто действительно органично пребывал за гранью добра и зла.
После того, как Голливуд «скрестил» Чужого и Хищника – «очеловечивать» пришлось именно Predator’а (хотя, как по-моему, идеальным напарником для ксеноморфа была бы тварь из «Нечто»).
В четвертой части эпопеи о «Чужом» ксеноморфу попытались придать некие человеческие черты – и, возможно, именно поэтому она и считается наименее удачным фильмом тетралогии.
В общем, «Чужой» жил полнокровной жизнью (если можно так охарактеризовать существо с незамкнутой кровеносной системой), принося миллионы долларов всем желающим поэксплуатировать более чем удачный образ: от режиссеров (какие имена: Кэмерон! Финчер!) и создателей серии игр — до безвестных производителей пластиковых китайских сувениров. Армия фанатов была готова платить за любое упоминание о по-своему прекрасной анаэробной форме жизни. (Одним из парадоксальных последствий популярности алиенов стало попадание Сигурни Уивер в число секс-символов века – вот уж чье появление на экране заставляло думать о чем угодно, кроме секса).
Идиллия продолжалась 33 года (какой символизм!) – пока сэр Ридли Скотт не снял «Прометея», заявленного как приквел к первой картине, но ставшего самостоятельным произведением.
Да, о вкусах ни слова, – но это была ошибка. Прелесть «вселенной ксеноморфов» была именно в том, что никто точно и достоверно не знал, откуда и зачем они вообще появились. Создатели компьютерных игр выдвигали свои версии, сценаристы разнообразных поделок на тему «чужих и хищников» - свои, наиболее буйные фанаты имели собственное представление на сей счет, все были счастливы, и дошло даже до того, что в одной короткометражке ксеноморф встретился с Бэтменом.
Скотт все разрушил, решив «внести ясность». Мало того, что его версия предыстории расы Чужих оказалась, мягко говоря, не очень логичной – он убил саму тайну их появления в мире людей. И сразу стало неинтересно.
Теперь будет еще менее интересно. Сюжет «Прометея» все же не был логически завершен. Желающим пофантазировать была оставлена лазейка: мало ли что обнаружится на планете Создателей?
В марте 2016-го исчезнет и она.
P.S. Впрочем, некий положительный момент от появления «Прометея» нащупать все же можно. «Гладиатор», как было сказано, вернул интерес к пеплуму, «Прометей» - к космофантастике. Через год вышла «Гравитация», еще позже — «Интерстеллар», — а кто бы мог подумать, что о скафандрах и орбитах можно снять что-то кассовое, кроме «Звездных войн: эпизод-хрен-пойми-какой». Давно пора. Второе десятилетие подряд ждать чего-то новенького от хоббитов и эльфов – признак полного дурновкусия.
Новости партнеров