Из Венеции не без скандала

В этом году Украина с большим успехом принимает участие в 56-й биеннале современного искусства в Венеции. Украинский павильон – стеклянную «палатку» - невозможно не заметить: он буквально у всех на виду. Размещенная в этой «палатке» выставка «Надежда!», для которой были отобраны произведения известных молодых художников, - тоже удостоилась очень хороших отзывов как наших (что вообще бывает нечасто), так и заокеанских арт-критиков. 

Но по традиции участие Украины в венецианской биеннале не обошлось без скандала. В 2001 году, когда наша страна впервые получила приглашение в Венецию, скандал возник в связи со сменой по вмешательству власти куратора, комиссара и проекта, который представлялся на биеннале. Нынче произошло почти наоборот. Художники-участники 56-го форума написали министру культуры ироничное письмо, в котором «поблагодарили» Минкульт за то, что он самоустранился от участия в биеннале, хотя формально и значится комиссаром проекта. Напомню, что функция комиссара состоит в проведении независимого конкурсного отбора кураторских проектов и в оказании организационной поддержки кураторам. Все это Минкульт возложил на PinchukArtCentre, а от своих обязательств оплатить аренду павильона (деньги на это были найдены в бюджете в прошлом году) отказался. Министр Вячеслав Кириленко ответил художникам в блоге: «В военное время в стране есть дела, на которые направить 1,5 млн. грн. бюджетных денег куда важнее, чем потратить их кому-то на гонорары». Подчеркну: эти полтора миллиона предназначались для аренды павильона, а не на гонорары.

Но проблема не в самих бюджетных деньгах, а в том, что образ мышления и манера коммуникации нынешней команды руководителей главного культурного ведомства отсылают нас ко временам, когда это ведомство за глаза называли «прачечной». Манера коммуникации – ну почти как в известном анекдоте. Образ мышления – типичный местечковый «совок». Вам кажется, что 1,5 млн. гривен за участие во влиятельнейшем во всем мире и даже в чем-то уже знаковом для самой Украины форуме – это дорого? Такую сумму Кабмин в конце прошлого года заработал, продав всего восемь из 70 машин из своего гаража. Считаете, что, кроме венецианской биеннале, есть дела поважнее? Наверное. Но вряд ли это касается, например, конкурса украинского патриотического плаката, который Минкульт уже анонсировал, и от самого названия которого веет советской кульпросветительской тоской. Кстати, в условиях конкурса сказано, что гонораров победители тоже не получат, но их произведения будут тиражироваться для распространения по всей стране, – за чей счет?

Наконец, главная проблема. Такие проекты, как биеннале в Венеции, принципиально не укладываются в парадигму мышления чиновников старого формата, признающих только Систему и всячески пытающихся ее сохранить. Все вопросы, связанные с инновациями, «евроинтеграциями», финансовыми и имиджевыми рисками, могут иметь для них кадровые последствия, поэтому они так охотно спихивают их на частные структуры или волонтеров… Вы еще надеетесь на реальные реформы? Я – нет. Не с этими людьми.

Читайте также