Обратная сторона медали

Относительно того, какими должны быть идеальные реформы, наблюдается редкое единодушие: и маститые эксперты, и начитанные обыватели скажут, что частная инициатива и конкуренция эффективней государственного диктата, что бюрократические рогатки, преграды и ловушки следует ликвидировать, а власть поставить под действенный контроль общества.

По большому счету, идеология прогрессивных преобразований, так или иначе, сводится именно к этим рекомендациям, но будь все настолько просто, процесс реформирования был бы делом простым и приятным, проходил по одному лекалу, и, не считая легких сбоев из-за человеческого фактора и эксцессов исполнителей, всегда давал бы положительные результаты. Существовало бы некое единое методическое пособие по проведению реформ («Поваренная книга реформатора»), и все, что требовалось от исполнителей – безукоризненно следовать многократно проверенным рецептам. Кстати сказать, нечто подобное происходит и на наших глазах: бестселлер Ли Куан Ю о сингапурском экономическом чуде адепты успешного реформирования штудируют с таким же блеском в глазах, с каким сто лет назад большевики изучали «Капитал». А воочию убедиться в успехе грузинских реформ считается такой же добродетелью, как для правоверного мусульманина совершить паломничество в Мекку.

Жизнь однако – штука куда более сложная. Двух одинаковых стран на планете не найти, даже азиатские тигры – Сингапур, Гонконг и Тайвань — при всей кажущейся схожести прошли совершенно разный исторический путь развития. Поэтому одни и те же рецепты, примененные в разных странах, дают неожиданные результаты. Или даже вполне ожидаемые побочные, но не всегда афишируемые.

В том же Сингапуре – крайне жесткая система наказаний не только за коррупцию, но и за незначительные проступки. Выглядит привлекательно, пока не попробуешь примерить к собственной стране: легко восхищаться безжалостной борьбой с взяточничеством, но представьте себе, к чему привело бы в Украине введение многотысячных штрафов за брошенную мимо урны бумажку или неправильно припаркованную машину? Да, не забудем, что уже свыше полувека городом-государством бессменно правит одна партия, а по индексу свободы прессы Сингапур плетется в самом хвосте мирового рейтинга.

Опыт Грузии? Да, местные полицейские не берут взяток, а грузинские клерки-госслужащие вежливее и обходительнее иных официантов. Да вот только более чем благожелательно настроенный по отношению к режиму Саакашвили Госдеп США официально констатировал наличие в стране «элитной коррупции». И Джордж Сорос, чей фонд оплачивал повышенные зарплаты грузинским полисменам и чиновникам (дабы у них не было соблазна брать взятки), публично признал, что коррупция в Грузии превратилась в монополию высшей государственной власти. Причем речь шла о вполне легальных процедурах: практике «дарения» бизнес-активов государству и процессуальных соглашений во избежание уголовного преследования.

Утешает в данном случае только одно: отказ от проведения реформ неизменно приводит к результатам еще худшим: да к тому же сонное гниение – процесс и эстетически менее привлекательный, чем борьба и постоянная работа над ошибками.

Читайте также