Фейковые украинцы
В одной социальной сети обсуждали результаты торгов на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке, на которых 12 мая картина Марка Ротко Untitled (Yellow and Blue) была продана за $46,5 млн. И аудитория взахлеб гордилась всемирным признанием украинского (!!!) гения. Ну действительно, а кем же еще по национальности может быть художник, чья фамилия заканчивается на «-ко», написавший абстрактное полотно в цветах украинского флага?
Неизвестно, кем был пользователь, первым вбросивший идею об украинском происхождении Ротко, — тонким троллем или просто малообразованным человеком. Важно то, с каким некритичным восторгом была принята эта новость. Возможно, если бы с молотка ушло какое-нибудь другое произведение Маркуса Яковлевича Ротковича (например, Blue, Orange, Red или Yellow, Cherry, Orange), кто-то сразу засомневался бы в украинском происхождении одного из самых известных художников XX века… Видимо, магия цветов национального флага блокировала желание открыть Википедию и убедиться, что Ротко никакого отношения к Украине никогда не имел.
Казус с Ротко — конечно, случай редкий, но вполне укладывающийся в уже давно проявившуюся тенденцию: выискивать «великих украинцев» в самых неожиданных местах. И ладно бы, если речь идет об Игоре Сикорском, которого вполне справедливо считают «своим» и украинцы, и американцы, и россияне (а на них иронически посматривают поляки, точно знающие, что Сикорские — древний шляхетский род). Но ведь в «великие украинцы» записывают и Сильвестра Сталлоне (бабушка из Одессы), и Боба Дилана («американський співак українського єврейського походження» — подсказывает украинская Википедия), и Стивена Спилберга, и Голду Меир. Ну а «украинские актрисы» Мила Кунис и Милла Йовович давно стали классикой жанра.
Количество «фейковых украинцев» чаще всего пополняется именно за счет евреев — и это довольно легко объяснимо. Правобережная и Западная Украина еще с эпохи Средневековья была очень плотно заселена евреями (в отличие от Западной Европы Речь Посполитая славилась весьма веротерпимым и либеральным к ним отношением, «статистику» портили как раз казацкие восстания). Впоследствии свою роль сыграла и пресловутая черта оседлости. Так что едва ли не у каждого второго знаменитого еврея можно при желании отыскать корни из Бердичева, Жидачова, Киева или Одессы.
Не секрет, откуда и почему такое желание берется — и из самых благих побуждений в том числе, особенно среди граждан страны, столетиями лишенной государственности и возможности гордиться достижениями своего народа. Но в том-то и дело, что выискать «украинские корни» у условного Спилберга (и немного погреться в лучах его славы) гораздо проще, чем открывать действительно забытые страницы собственной истории. Тем более что они могут быть ой какими противоречивыми. Куда легче записать в украинцы всех, кто хоть как-то связан с огромной территорией от Ужгорода до Луганска.
Впрочем, вряд ли кому на этой стезе удастся угнаться за братом третьего украинского президента — Петром Ющенко. Помнится, в его тематической галерее великих украинцев насчитывалось свыше 2000 портретов: от Геродота и Ивана Грозного до Зигмунда Фрейда и Михаила Ломоносова… Фрейд там действительно в тему. Он бы доходчиво объяснил, из какого места растут ноги у желания меряться «галереями».