Монетизация субсидий и кто их будет получать
Без тепла зимой вы не протянете, мы не Бразилия. Это там можно жить круглый год в картонной коробке и даже танцевать самбу. Если вы не будете греться зимой, то до весны вы вряд ли доживете. У нас коммунальные услуги являются жизненно необходимыми. Это не тот товар, когда можно, не имея денег, просто от него отказаться. Когда у человека нет возможности платить за эти услуги, на помощь приходит государство.
Чем меньше доход у человека, тем меньше он платит за коммунальные услуги. Например, бабушка, которая получает 1312 гривен пенсии, за все коммунальные услуги платит 60 гривен, притом, что полная стоимость коммунальных услуг приблизительно 2,5 тысячи гривен. Даже если она отдаст всю пенсию на оплату коммунальных услуг, ей все равно этого не хватит. Поэтому система построена таким образом: бабушка платит за коммунальные услуги 60 гривен, а остальных 2440 гривен за нее платит государство. Это соотношение может поменяться только тогда, когда у бабушки вырастут доходы. Например, пенсия у нее повышается, и она получает уже 2600 гривен. Тогда за коммунальные услуги она уже будет платить 300 гривен, а 2200 гривен за нее заплатит государство. И вот когда доходы населения будут расти, то сумма, которую платит государство, начнет уменьшается, а сумма, которую платит население, увеличивается. И тот человек, у которого субсидия была маленькая, а доходы возросли, ее теряет. Таким образом, если по состоянию на 1 января 2017 года получателей субсидий было 6 миллионов 400 тысяч, то мы ожидаем, что на 1 января 2018 года количество получателей субсидий уменьшиться до 5-5,5 млн. Когда у людей будут увеличиваться доходы, а стоимость коммунальных услуг не будет расти, то они, со временем, могут и сами за них заплатить.
Некоторые эксперты считают, что государство должно платить не поставщикам коммунальных услуг, а непосредственно получателям субсидий, монетизируя таким образом субсидии.
Но посмотрите, что получается: например, у человека 1312 гривен пенсия, а стоимость коммунальных услуг 2500 гривен. 60 гривен она должна заплатить, то есть государство ей должно выплатить на руки 2440 гривен. Вы уверены, что бабушка донесет эти деньги до банка? Я нет. Потому что у нее свои приоритеты. Например, ей болит, и она решает взять часть из этих денег на лекарства. У нее образовывается долг. И вот таким образом где-то за полгода ее долг может составить около 2-3 тысяч гривен. Что вы будете делать с этим человеком? Выселите ее, оштрафуете? Нет! Рука ни у кого не поднимется. Когда соотношение между пенсией и субсидией вот такое, то я считаю нецелесообразным выдавать на руки деньги. Есть еще один момент, мы же сегодня не регулярно платим субсидии, есть задержки по выплатам, но, когда предприятия не получили вовремя деньги от государства, они предъявляют претензии государству. Когда мы будем выплачивать деньги на руки получателям субсидий, то все претензии будут предъявляться уже не к государству, а непосредственно к населению. От человека будут требовать, чтобы он в судебном порядке отстаивал свое право на своевременное получение денег от государства на субсидию. Поэтому сейчас, когда получателей субсидий более 6 млн, и при существующем соотношении доходов и размеров субсидий, нельзя переходить на монетизацию в понимании: платите людям, а люди…. Но когда доходы населения вырастут и субсидиантов будет не более трех миллионов, тогда можно говорить о таком виде монетизации, но не раньше. Когда говорят о монетизации льгот, то это прекрасная инициатива, с которой мы опоздали на 20 лет, но монетизация субсидий пока не ко времени.