Михаил Дяденко
руководитель Центра правового анализа и исследования политических рисков
Некоторые моменты предложений новой власти по «гражданской конфискации» могут привести к хаосу. Так эксперт в сфере права и политических технологий, руководитель Центра правового анализа и исследования политических рисков Михаил Дяденко прокомментировал заявление члена Национального совета по вопросам антикоррупционной политики Анастасии Красносельской (проходит в парламент нового созыва по партийном списку политсилы «Слуга народа»), что Украине в рамках тотальной борьбы с коррупцией необходимо ввести так называемую "гражданскую конфискацию" незаконных активов.
«Надо сделать поблажку новоизбранным депутатам. Они, как недавно было заявлено партией «Слуга Народа», только учатся. Так называемая «гражданская конфискация» была введена в украинское законодательство еще 15 декабря 2017 года, когда вступила в силу новая редакция Гражданского процессуального кодекса Украины, содержащая главу 12 под названием «Особенности искового производства по делам о признании необоснованными активов и их истребовании». Другой вопрос, что она не заработала, поскольку не было приговоров уголовного суда по статье 368-2 УК «Незаконное обогащение».
Что касается президентского законопроекта (3 июня президент Владимир Зеленский внес в парламент законопроект об уголовной ответственности за незаконное обогащение и конфискации незаконно приобретенных активов; законопроект предусматривает введение механизма специальной конфискации незаконно приобретенных активов на сумму более 900 тысяч гривень – по решению Высшего антикоррупционного суда в гражданском порядке без вынесения обвинительного приговора; Рада тогда отклонила этот законопроект – прим. ред.), то с одной стороны в нем более подробно детализирована процедура гражданской конфискации – и это плюс. Но жирный минус, что часть его норм противоречат Конституции Украины, в частности, что касается «презумпции невиновности» и «необратимости действия законов во времени».
Также я против заложенной в законопроект концепции, что гражданская конфискация применяется независимо от наличия приговора уголовного суда по статье 368-2. Это может породить правовой хаос. К примеру, гражданский суд произвел конфискацию, а уголовный суд признал обвиняемого в незаконном обогащении, не виновным.
С коррупцией нужно бороться другими методами, они давно известны, так что не стоит изобретать украинский антикоррупционный «велосипед».
Новости партнеров