«Государства не должны строить замкнутые системы»

В Офисе президента Украины вновь анонсировали разработку проекта «Государство в смартфоне», но каким он будет с точки зрения архитектуры – пока не ясно. Лаша Антадзе, основатель грузинско-украинского стартапа Shelf.Network – децентрализованного аукциона на основе распределенных реестров, прошедшего Y Combinator и выходящего сейчас на рынок США – предостерегает украинские власти от излишней централизации. Эксперт рассказывает о практических проблемах цифровых реестров, которые сегодня работают в странах ближнего зарубежья и указывает на последние тренды «электронного правительства».

Идея «электронного правительства» должна основываться на упрощении взаимодействия госструктур с гражданами. Независимо, будет это через смартфон или посредством физического взаимодействия.

Основой построения таких систем должна стать, в первую очередь, возможность идентификации гражданина в реестрах физических и юридических лиц в электронной форме. Но мы должны понимать, что сам формат цифровой идентификации после реформ в странах Прибалтики в начале 2000-х годов резко изменился. Появился спрос на защищенность данных, приватность обмена информацией, что противоречит централизации.

Само понятие «идентификации» стало разным для разных систем. Одним сервисам пользователь должен передавать только имейл или телефон, а другим – все персональные данные. Прибалтийская система основана на централизации данных, где существует государственный агрегатор реестров – такие системы уже угасают и системы наподобие прибалтийских не соответствуют сегодняшнему международному формату.

Да, найдется много людей которые скажут, что лучше и проще построить одну систему, чем ничего – один цифровой реестр для всех. К тому же это дешевле. Но в будущем перестраивать такие централизованные модели, интегрировать их на глобальном уровне и подключать к мировым цифровым экосистемам, будет все сложнее. Государства не должны строить замкнутые системы.

На уровне планирования «государства в смартфоне» главное не технология или ажиотаж вокруг инноваций, таких как блокчеин, смарт, API и т.д. Надо сначала сойтись на принципах, которые покажут архитектуру и процессы оцифровки данных и их улучшения. В 21 веке будет работать только один подход: привлечение частного сектора к обеспечению государства цифровыми услугами – это будет приоритетом. Госаппарат останется наблюдателям и арбитром в процессе вовлечения IT-бизнеса в сферу цифровых услуг.

Например, сервис регистрации имущественных прав уже сегодня работает с привлечением частной инициативы: есть частные нотариусы, есть аккредитованные субъекты, местное самоуправление и службы государственного уровня для контроля. Создавая как можно больше условий для вовлечения частных субъектов и диктуя единые правила для всех, и даже отдавая инфраструктурную часть доверенным подрядчикам, государство создаст конкуренцию. Результатом для нас будет не одно приложение «государство в смартфоне», а целый маркетплейс сервисов, ориентированных на потребителя – таким должен быть долгосрочный подход в наше время.

Да, чиновники могут построить «государство в смартфоне» централизованно, но практика показывает, что потом оно не в состоянии регулярно обновлять ПО для соответствия международным стандартам. Без постоянного update цифровые сервисы будут быстро устаревать, как это происходит в Прибалтике.


Читайте также