Рубрики
МЕНЮ
Комментируя заявление президент Владимир Зеленский, что контрабанду в Украине могут побороть уже до конца 2019 года (ранее нечто подобное заявил новый глава Кабмина Алексей Гончарук), политический эксперт Светлана Кушнир отметила, что для победы над огромными оборотами нелегального ввоза и транзита товаров «надо иметь недюжинную силу и быть вне системы, но при этом знать ее суть изнутри».
«Тема контрабанды, как и коррупции, в украинском политикуме - одна из тех тем, которые в своем время удачно заболтали. Но особо в этом направлении не то чтобы ничего не делали, а порой и не могли сделать. По разным оценкам через точки входа-выхода на таможенных пунктах и нелегальных тропах в Украине потоки контрабанды составляют примерно 1,5-2 годовых бюджета. А вот теперь внимание, вопрос: кто готов стать на пути схем, отлаженных и работающих десятки лет? Я смотрю на Гончарука и Нефёдова (глава Кабмина и глава Государственной таможенной службы) и вот никак в них не могу узнать Суперменов с планеты Криптон. Ибо для победы над такими оборотами нелегального ввоза и транзита товаров надо иметь недюжинную силу и быть вне системы, но при этом знать ее суть изнутри. Задача, которую президент Зеленский поставил перед управленцами и чиновниками, более чем благородна. Однако, решать ее надо комплексно: вжарить надо, как говорил прежний глава правительства, по всем фронтам.
Фронт первый, основной: профильный комитет Верховной Рады и около 70 действующих законов, в которых черным по белому прописаны механизмы, которые собственно и дают возможность почти в законный способ легализировать товары, а также предоставляют преференции и льготы по уплате пошлин и сборов по отдельным видам деятельности.
Фронт номер два: электронные услуги, упрощение документооборота и диджитализация процессов. Тут главное свести к минимуму количество встреч с таможенниками как фактором стимулирующим коррупцию. К примеру, по факту ввозится партия смартфонов, а по накладным этот товар идет как чехлы на мобильные телефоны. Выгода? В размерах пошлины. А за то, чтобы закрыли глаза, с каждой партии «заносится» в кабинеты таможенникам. И они не видят очевидных расхождений.
Третий фронт: собственно сами работники, которые уже привыкли сидеть на откатах и контрабанде, а работать в белую, по закону уже просто не могут. То есть, необходимы новые и активные люди, с нулевой толерантностью к схематозам и вымогательству. А что делать с десятками и сотнями смотрящих, контрагентов, предприятий, которые давно и стабильно используют схемы для ведения своей хозяйственной деятельности, Ведь их тоже надо вывести из тени.
То есть должна быть планомерная работа - и задействован силовой блок.
Но не стоит забывать еще один фактор – суды в Украине. Они могут как разрешить ввозить все, так и заблокировать свободное перемещение грузов и товаров.
То что попытки урегулировать эту сферу деятельности будут – факт. А вот то, что смогут окончательно сделать прозрачными все процедуры – не уверена. Украина – роза ветров, логистически мы – путь из Запада на Восток и обратно. А значит соблазнов – множество. Но не святые же горшки лепят. Пожелаю удачи в этом бою главам Кабмина и ГТС».
Новости партнеров