Рубрики
МЕНЮ
В Украине грядет перепись населения. Министр Кабинета министров Украины Дмитрий Дубилет считает, что эффективнее и проще было бы сделать ее в электронном виде (созданием единого реестра путем объединения 6-7 различных реестров, имеющих базовые данные о гражданах Украины). Экономист Андрей Блинов уверен, что нужна всеобъемлющая перепись традиционным бумажным методом, а электронную стоит провести в наиболее диджитализованных регионах, с наилучшим доступом в Интернет.
«Как известно, ООН настойчиво рекомендует проводить регулярные переписи населения раз в десять лет. По сути, Украина пропустила перепись-2010/11. И сегодня вся наша статистика руководствуется экстраполированными на 20 лет вперед данными. Учитывая радикальные изменения, произошедшие с начала века в украинском обществе, статистическая ошибка слишком велика. Декларируемые социально-демографические показатели - с большой вероятностью просто вранье.
Поэтому в первую очередь следует говорить не о методике, а о том, что полная перепись граждан в Украине в 2020 году в любом случае должна состояться. Без переносов и поисков виновных. В первую очередь, статорганы должны ставить перед собой цель посчитать постоянное население в Украине, то есть то, которое проживает тут более 180 дней в году.
Последняя волна переписи проходила в европейских странах в 2010-11 годах. Из 40 стран половина провела перепись традиционным бумажным методом. Среди них - Британия, Португалия, все страны юго-восточной Европы. Электронные реестры - это прерогатива буквально пяти стран Европы: четырех скандинавских и Австрии. Остальные прибегли к смешанным моделям или вовсе к выборочной переписи. Как в соцопросах.
Проект бюджета-2020 предполагает потратить на проведение переписи 3,4 млрд гривен. Учитывая наличие около 15 млн домохозяйств в стране, на одну семью приходится 230 гривен статистических расходов. Сумма не очень большая, учитывая, что необходимо достучаться в каждое домохозяйство, найти время получить ответы на все пункты анкеты, потом ввести данные в интегрированную базу данных, глубоко проанализировать.
К слову, важнейшей необходимостью является хотя бы 98%-ный охват. Не секрет, что органы статистики будут срезать углы и стараться получить от местных органов власти и социальных служб всю информацию заранее. Тогда жителям потребуется не давать свежие ответы на вопросы анкеты, а фактически её подтверждать уже записанное - мол, так быстрее и всем удобнее. Однако это рискует привести к существенным погрешностям в силу:
(а) массовой трудовой миграции;
(б) нежелания ряда соотечественников открывать двери переписчикам, особенно в страте самых зажиточных (они традиционно полноценно не попадают в выборку Госстата об условиях жизни домашних хозяйств в Украине);
(в) боязни заявить об отличной от титульной национальности или языке бытового общения.
Что касается электронной переписи, её стоит провести в наиболее диджитализованных регионах, с наилучшим доступом в Интернет. Прежде всего, в Киеве. Можно даже буквально в двух районах, чтобы не потратить много денег. Провести в тестовом режиме, создав дополнительную базу данных для нужд столичной общины и на малой выборке оттестив все нюансы такой переписи.
Реестр для е-переписи может быть создан на основе:
(1) налогового реестра (почти у каждого жителя Украины, кроме маленьких детей, есть индивидуальный налоговый номер);
(2) базы данных свидетельств о рождении и паспортов;
(3) реестра избирателей;
(4) реестра пациентов (тех, кто подписал декларацию с семейным врачом);
(5) реестра Государственной миграционной службы о въезде-выезде в/из Украины.
Именно перепись, подробная и честная, должна стать основой для формирования единого реестра жителей Украины. А не наоборот. Впоследствии сформированный на основе полной бумажной переписи-2020 реестр всех граждан можно верифицировать при помощи других реестров и заодно выявить взаимоисключаемые данные. И лишь тогда можно будет говорить о переходе к переписи на основе единого реестра или некоего смешанного варианта.
Сегодня треть жителей Украины не имеет счета в банке, значительная часть продолжает оплачивать, например, коммунальные услуги непосредственно наличными в отделениях. В этом плане XXI век в нашей стране ещё всецело не наступил, как бы этого ни хотел министр Кабинета министров. Как разработчик прогрессивного банковского софта он привык общаться с миллионом наиболее продвинутых и диджитализированных юзеров. Однако в стране есть и много других людей. И они тоже граждане».
Новости партнеров