Рубрики
МЕНЮ
Народные депутаты Украины приняли в целом президентский законопроект №1029, который предусматривает замену структуры управления Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) на «более эффективную». Глава Центра анализа и стратегий Игорь Чаленко оценил плюсы и минусы такого решения.
«В одном из первоочередных законопроектов новой власти стал вопрос о перезапуске Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции. И для этого были свои основания.
НАПК, запущенное в 2015 году, за четыре года своего существования не смогло наладить системную работу в вверенном законодателями направлении.
Вместо внедрения превентивной функции в сфере борьбы с коррупцией мы увидели длинный сериал с изматывающим процессом организации е-декларирования для сотен тысяч госслужащих, а после - банальной невозможностью автоматизировать процесс проверки деклараций для нахождения нарушений. Хуже этого были единичные проверки, в ходе которых, по слухам, готовились два проекта заключений - позитивное и негативное. И в зависимости от лояльности к генеральной линии власти ход давался одному из них.
Провал работы НАПК стал основанием для ряда международных партнеров указать на неэффективность органа и фактическое блокирование антикоррупционной реформы.
Тем не менее, я не разделяю тотального оптимизма после принятия в целом законопроекта №1029. Смена коллегиальной ответственности на единоличную и назначение председателя НАПК Кабмином хоть и по результатам конкурса (а исполняющего обязанности - и без конкурса) не решает системных проблем в работе агентства. А после инициативы назначения президентом глав НАБУ и ГБР вообще прослеживается желание создать подконтрольную и зависимую антикоррупционную вертикаль.
Несмотря на ряд рисков, есть и позитивные моменты принятого закона. Среди них – автоматический доступ НАПК ко всем необходимым реестрам, ведь пятая часть до этого была для агентства закрыта. Но это более технические изменения и ждать от них антикоррупционной революции не стоит.
После запуска Высшего антикоррупционного суда в сентябре этого года общество ожидает наконец увидеть реальные плоды проведения антикоррупционной реформы. Нужно осознавать, что в условиях ограниченной независимости соответствующих органов политическая воля новой власти играет первостепенную роль в доведении темы к логической развязке».
Новости партнеров