УКРАИНА

Повестка дня для телевидения: часть 1

0

События зимы 2013-2014 годов еще раз показали насколько важную роль играет телевидение в жизни Украины

Как выглядит повестка дня ТВ-индустрии? Какие задачи видят отраслевые эксперты, часть из которых уже заявлены в качестве кандидатов на должность члена Нацсовета?

Драматические события зимы 2013-2014 годов еще раз показали насколько важную роль играет телевидение в жизни украинского общества. Не случайным стало и возникновение влиятельной коалиции политических сил, выступающих за переизбрание нынешнего состава Национального совета по телевидению и радиовещанию. Процедура назначения новых членов по квоте Верховной Рады может быть начата буквально в течение ближайших дней. Как выглядит повестка дня индустрии? Какие задачи видят отраслевые эксперты, часть из которых уже заявлены в качестве кандидатов на должность члена Нацсовета?

Анализ мнений, высказанных несколькими авторитетными специалистами, не выявил принципиальных расхождений между ними. Скорее можно говорить о различных подходах к достижению сходных целей. Впрочем, про единомыслие тоже не приходится говорить.

Цели

Директор Телекоммуникационной палаты Украины (ТПУ) Константин Грицак формулирует цели государственной политики в сфере телерадиовещания: обеспечение права на свободу слова в сфере медиа с одной стороны. Это достигается путём независимого регулирования этой сферы на основе баланса интересов и эту функцию как раз должен выполнять Национальный Совет. 

Председатель правления МГО «Интерньюс-Украина» Константин Квурт предпочитает рассуждать о сложившейся ситуации в терминах актуальных проблем. По его мнению, украинское телевидение не является украинским по сути, оно не обслуживает интересы общества и государства. Вместо этого имеет место абсолютный примат интересов частных лиц, собственников медиагрупп. Это мнение поддерживает директор ГО «Институт медиа права» Тарас Шевченко: «Ключевым в области телерадиовещания в целом является вопрос прозрачности совладения и финансов, вопрос перекрестной собственности в медиа. В некоторых странах запрещено владеть одновременно радио и телевидением, то есть существование наших холдингов там вообще невозможно».

Наконец, главный юрисконсульт Национального  Союза  Журналистов Украины, президент Ассоциации медиаюристов Татьяна Котюжинская ключевой проблемой считает абсолютную монополию в сфере цифрового телевещания. Производными от неё являются вопросы государственных средств массовой информации (НТКУ, местные ТРК, государственные радиокомпании, коммунальные СМИ и т.п.).

Как указывают сами эксперты, многое из вышеперечисленного выходит за пределы компетенции Национального совета. В процессе достижения целей государственной политики Нацсовет играет лишь одну, пусть и важную роль. Тем важнее наличие у него адекватных стратегии и тактики достижения поставленных целей. 

Стратегия

Все опрошенные эксперты сходятся в мнении, что реализация актуальных задач невозможна без «перезагрузки» Нацсовета. Отраслевому регулятору нужны и профессиональный персонал, и компетентное руководство в лице членов Совета. Возложенные на этот орган функции государственного управления должны осуществляться независимо, объективно, сбалансировано и взвешенно. Только обеспечив дееспособность и полноценное функционирование Нацсовета, можно рассчитывать на достижение поставленных целей.

Обеспечение прозрачности всех процессов в медиа можно определить как наиболее популярный стратегический вызов для индустрии. Хотя ряд экспертов упоминают в этом контексте только «Зеонбуд», задача гораздо шире проблем, связанных с этим монополистом. В частности, г-н Грицак ставит вопрос о прозрачности собственности медиа, открытость деятельности и коллегиальность принятия решений самим Регулятором. 

Очень большое внимание уделяется упрощению административных процедур, с которыми сталкиваются участники рынка. Популярным является тезис о либерализации сферы телевещания как общем подходе, направленном на поощрение конкуренции. В частности, г-н Шевченко выделяет как отдельное направление реформу правоприменительной практики в сфере медиа. В частности он говорит о необходимости отказаться от т.н. «предупреждений» в пользу штрафов. По его мнению предусмотренное законодательством предупреждение является  негибкой и неэффективной санкцией за нарушения. Фактически несколько предупреждений должны приводить к отзыву лицензии, что делает этих чрезмерно суровым и неадекватным наказанием за большинство нарушений. 

Директор ТПУ добавляет к вышесказанному необходимость тесного взаимодействия и диалога с зарубежными регуляторами. Последние события в Украине, включая информационную войну с Российской Федерацией и кризис, вызванный отключением ряда российских каналов, свидетельствуют о необходимости внедрения механизма подобных консультаций. Ещё один повод для активизации зарубежных контактов Нацсовета связан с приближающимся отключением аналогового сигнала.  Если оговоренные международными соглашениями сроки перехода на «цифру» будут сорваны, Украине придётся договариваться с соседями об изменении этих сроков.

Наконец, развитие институтов саморегулирования и совместного регулирования представляются отраслевым экспертам одним из эффективных методов реализации задач государственной политики в сфере медиа.

Тактика

Каким образом новые люди в составе Нацсовета могут решить стратегические задачи в ситуации острого кризиса самого органа? Как расставить приоритеты?

Константин Квурт считает целесообразным организовать открытое обсуждение перечня первоочередных задач. По его мнению, этот шаг может выявить и осознать интересы тех участников рынка, чьё мнение традиционно остаётся в тени. Татьяна Котюжинская предлагает в первую очередь заняться проблемами, связанными с Зеонбудом. Это и проблемы региональных вещателей, это монополизация рынка распространения сигнала и многое другое.

По мнению Константина Грицака список первоочередных шагов обновлённого Нацсовета должен включать в себя следующие конкретные действия: аудит принятых ранее решений, подготовка нового Плана регуляторной деятельности на 2014 год, формирование экспертных совещательных органов, подготовка новой редакции Закона Украины «О телевидении и радиовещании»), создание нового Плана развития телерадиопространства.

Драматические события зимы 2014 года дали обществу шанс на обновление. Это тот редкий момент, когда можно избавиться от груза некомпетентных и заангажированных решений прошлых лет. Сцену покинули некогда всемогущие игроки, которые много лет тянули одеяло на себя. Чтобы реализовать этот шанс нужна высокопрофессиональная интенсивная работа. Политические назначенцы попросту не потянут такой воз проблем. Нужны люди, мотивированные и способные на осуществление качественных изменений.Такие люди есть. Нужно выбирать.

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник: «proIT»

Теги: Нацсовет по ТВ, Украина, телевидение

Версия для печати
Загрузка...
Loading...
..

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «КомментарииУА:», 2016

Система Orphus