УКРАИНА

Связь 3G падает жертвой закулисных интересов

0

Нацкомсвязи спускает на тормозах внедрение технейтральности, а вместе с ней – 3G

Блеснувшая месяц назад надежда на скорое внедрение 3G меркнет на глазах

Примерно месяц назад Национальная Комиссия по регулированию связи и информатизации (НКРСИ) обозначила своё искреннее, чистосердечное намерение урегулировать одну из проблем отечественного рынка телекоммуникаций — дать возможность его участникам использовать принцип так называемой технологической нейтральности. Проведено всеотраслевое совещание, собрана рабочая группа, произнесено много красивых слов. Увы, последние события не оставляют сомнений в том, что всё останется по-прежнему. Технологическая нейтральность, а по сути — задача внедрения в Украине 3G, 4G и любых других радиотехнологий, — по-прежнему остаются заложниками закулисных интересов хорошо всем известных игроков. 

Майдан как двигатель прогресса

Едва ли случайно члены НКРСИ решили обозначить свою готовность внедрять всё хорошее и актуальное именно сейчас. Грянула очередная «революция» в верхах и бюрократический люд вынужденно озаботился сохранением хорошо нагретых, насиженных мест. С одной стороны часть представителей рынка решили испытать на прочность утомившую их Нацкомиссию, выразив ей своё недоверие и озвучив требование люстрации её членов. С другой стороны парламентский Комитет по вопросам предпринимательства принял пас от операторов и развернул атаку на позиции «регулятора». Ставим это слово в кавычки, ибо и де-факто, и де-юре Комиссия уже давно потеряла статус независимого регуляторного органа и, по сути, занимается документальным оформлением решений либо спущенных сверху, либо оплаченных участниками рынка в неофициальном порядке. За подписью главы Комитета А. Кужель в НКРСИ поступило настойчивое пожелание в безотлагательном порядке приступить к разрешению давно назревшего вопроса о технейтральности.

Демонстрация увесистой дубинки буквально с первого раза дала изумительный результат. Глава Нацкомиссии П. Яцук обещал решить вопрос о введении технической нейтральности «в течение 60 дней». По меркам украинской бюрократии — практически завтра. Уместен вопрос — верить ли этим обещаниям?

Можно ли исправить горбатого?

Во-первых, обращает внимание та самая оговорочка про «максимально короткие сроки, не превышающие 60-ти дней». Речь идёт о вопросе, уже исследованном много-много раз со всех мыслимых сторон. Там попросту нет работы на два месяца. Тем более что само по себе принятие технологической нейтральности как принципа не отменяет необходимости согласования радиоэлектронной совместимости и других технических процедур. Это чистой воды политической решение: «да, мы допускаем техническую нейтральность» или «нет, не допускаем». 

Во-вторых, никуда не делось давно уже очевидное нежелание НКРСИ решать по существу первопричину унылой возни вокруг технейтральности — крайне неэффективное использование РЧР кучкой монопольных пользователей остродефицитных частот, начиная с «Укртелекома» и заканчивая бумажными структурами наподобие «ММДС-Украина». Эти компании либо просто сидят на частотах, подобно собаке на сене, либо имитируют коммерческую деятельность, зарабатывая смехотворные десятки миллионов гривен в год. К примеру, доход «Укртелекома» за 2013 год от предоставления услуг мобильной связи не достигает и 2% рынка, составляя менее 600 млн. гривен.   

В-третьих, НКРСИ по-прежнему продолжает увязывать вопрос о введении технологической нейтральности с необходимостью некоей «конверсии», «расчистки» и «рефарминга». При этом ни для кого не является секретом, что фактически львиная доля подлежащих «расчистке» частот уже давно не используется, а сами суммы, заявленные Генштабом на замену радиоэлектронных средств, включают в себя значительную коррупционную составляющую. 

Наглядной иллюстрацией реального, а не декларативного отношения НКРСИ к выполнению своих обязанностей может служить круглый стол, проведенный 2 апреля газетой «Капитал»

В ходе мероприятия начальник Украинского государственного центра радиочастот (УГЦР) Павел Слободянюк сделал очень важное заявление. По его словам, при наличии указания сверху специалисты Центра готовы за пару месяцев определить пул частот, пригодных для проведения конкурса на выдачу частот для 3G. Иными словами он подтвердил распространённое среди участников рынка мнение о наличии достаточного количества де-факто пригодных для  использования гражданскими пользователями частот. Тем самым снимается с повестки дня то, что заявляется как главное препятствие для немедленного внедрения технологической нейтральности — неизбежный отрыв от конкурентов «Киевстара», располагающего достаточным запасом частот для развёртывания на них сетей 3G и 4G.

Однако присутствовавшие на мероприятии НКРСИ  как ни в чём не бывало продолжали рассуждать о необходимости проведения конверсии и связанных с ними научно-исследовательских работ как непременном условии проведении  конкурса на выдачу лицензий. Так же нелепо выглядела риторика представителей «Укртелекома» и «Астелита», которые рассуждали об опасности появления на рынке некоего монополиста c 3G лицензией, намекая на «Киевстар». При этом и представитель «Укртелекома», и члены НКРСИ делали вид, что не имеют представления об уже существующем монополисте — самом «Укртелекоме». А представитель «Астелит» ни разу не вспомнил о том, что эти две компании имеют общего акционера и, соответственно, могли бы совместно использовать лицензию на UMTS. Причина этих фигур умолчания прояснилась под напором других участников. Как признал представитель «Укртелекома», компания не имеет возможности заниматься развитием своей сети мобильной связи. Со своей стороны председатель НКРСИ заявил, что не имеет в связи с этим вопросов к «Укртелекому». 

К сожалению, ситуация вокруг технологий третьего, четвёртого и любого другого поколения мобильной связи, а также связанные с нею вопросы технической нейтральности и технологической эволюции украинского рынка телекоммуникаций, равно как законные интересы абонентов и страны в целом по-прежнему являются заложниками интересов одной-единственной коммерческой структуры. Интересы абонентов в принципе не вписываются в эти сомнительные «расклады» и не интересуют ни «регулятора», ни правительство в целом. 

Чтобы избавить Украину от позорного клейма единственной (!!!) страны в мире, где операторы GSM-сетей не имеют доступа к технологиям хотя бы третьего поколения, нужна лишь политическая воля. И немного времени. 

Время ещё есть. А есть ли воля?

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник: «proIT»

Теги: НКРСИ, 3G-конверсия, рефарминг, УГЦР, Укртелеком

Версия для печати
Загрузка...
Loading...

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «КомментарииУА:», 2016

Система Orphus