УКРАИНА

Hi-tech

Почему главная надежда Tesla - её самая скучная машина

Tesla

17 ноября компания Tesla провела масштабную презентацию своих новых автомобилей. Зрителям показали спорткар Roadster 2 и грузовик Semi. Обе машины впечатляют техническими характеристиками и ценниками

Однако судьбу самого прогрессивного автопроизводителя современности определит совершенно другая модель - скромная Tesla Model 3, сборка которой стартовала в начале этого года. Журналист издания The Verge Эндрю Хокинс объяснил, почему Илону Маску стоит задуматься именно о её перспективах вместо проведения футуристических презентаций. Приводим адаптированный перевод материала.

Model 3 - рабочая лошадка всей линейки Tesla. Она стоит от $35 000, разгоняется до 60 км/час за 5,5 секунды, а батареи обеспечивают запас хода до 350 км. Есть также версия с удлиненной базой, которая может проехать уже 500 км и разгоняется немного быстрее. Правда, её цена стартует от $44 000. За дополнительную плату обе можно оборудовать набором сенсоров, которые обеспечат полную автономность благодаря системе Autopilot.

К декабрю этого года Илон Маск пообещал поставить производство Model 3 на ноги - сборочные мощности должны были отгружать по 20 000 машин в месяц. Что-то явно пошло не так: за последний квартал покупатели забрали лишь 260 авто. Математика подсказывает, что темпы неутешительные - это три автомобиля в день.

Как объясняет Хокинс, затруднения и стали причиной помпезного представления новых моделей. Руководству Tesla необходимо бросить пыль в глаза акционерам с Уолл-Стрит и отвлечь прессу от сообщений о медленных поставках Model 3. Кроме того, регулярные анонсы новинок помогают Tesla держаться в статусе самого дорогого американского автопроизводителя. Несмотря на скромные объемы поставок, капитализация компании Илона Маска не опускается ниже $50 млрд.

При этом Tesla ни разу в истории не сообщала о чистой прибыли - каждый квартал сопровождается отчетом об убытках на сотни миллионов долларов. Ситуация с «производственным адом» Model 3 может только усугубить статистику.

Между тем анонсированный спорткар и грузовик начнут изготовлять лишь в 2019 и 2020 - до того времени казну придется пополнять доходами от продажи актуальных моделей. И все это на фоне растущих трат: каждый квартал компания «сжигает» около $1 млрд. Сейчас на счетах Tesla примерно $3,5 млрд так называемых «реальных» денег (не сконвертированных в акции), поэтому местная бухгалтерия должна срочно искать выход из безрадостных финансовых перспектив. Пусть до нынешнего момента это и удавалось без проблем: к апрелю годичный прирост стоимости акций составил 42%.

И это при том, что традиционные финансовые показатели рисуют совершенно другую картину. За 2016 год компания получила $7 млрд прибыли, но ушла в минус на $675 млн. На фоне этого авторитетная корпорация General Motors закончила год с прибылью в $166 млрд и чистым доходом в $9,4 млрд. Другой гигант со столетней историей — Ford, за тот же период отчитался о не менее внушительных показателях. Общий объем продаж достиг $151 млрд, а «чистыми» удалось выручить $4,6 млрд. Однако их капитализация все равно ниже, чем у Tesla. Вот как объясняет этот феномен Карл Бауэр, издатель журнала Kelley Blue Book:

«Благодаря проекту Gigafactory, компании по выпуску солнечных панелей, и технологиям для автономного вождения в моделях Model S and Model X, Илон помог компании занять особое положение среди автопроизводителей».

Очевидно, что главная ставка Tesla - будущее, в котором она сможет эффективно диверсифицировать доходы. Покупатели будут приобретать не только автомобили, но и солнечные панели для установки на крыши домов, аккумуляторы для сбора и хранения энергии из них. Кроме того, в число бизнес-партнеров наверняка войдут крупные фирмы — их должны заинтересовать как энергетические решения, так и эксперименты в области автономных грузовых перевозок. Все это должно случиться - но пока не приносит значительных доходов.

Один из трюков по сбору денег Маск назвал еще во время презентации Roadster 2. Спорткар с базовой ценой в $200 000 можно забронировать для покупки уже сегодня - однако придется раскошелиться на депозит в $50 000. Если кому-то совсем не хочется терпеть, компания предлагает купить один из 1000 Tesla Roadster Founders Series по цене от $250 000. Понятное дело, со сцены не упоминались денежные запасы Tesla, но математика проста - если эффектная презентация поможет продать 1000 спорткаров по $250 000, счета автопроизводителя обогатятся на $250 млн.

Такое заигрывание с большими числами позволяет забыть о другом неутешительном для Маска факте - реальное влияние Tesla на индустрию потребительских авто близко к нулю. За пять лет производства самой популярной моделью стал седан Model S. Со стапелей сошли 200 000 машин. Только в США на дорогах более 250 млн автомобилей и это количество растет - так что статистически у элегантных электрокаров дела не очень хороши. Хотя, конечно же, с репутационной точки зрения все иначе.

Усилия Tesla по популяризации электрификации дорог сложно переоценить, а ореол недоступности и элитарности уже неотделим от её машин. Да и статистику всегда можно обернуть иначе: уже к концу этого года Tesla заявляет о выходе на показатель в 15 000 зарядных станций Supercharger, раскиданных по всей стране.

И все-таки, остается вернуться к стартовой точке - важности Model 3. Если компания сумеет выйти на обещанный уровень в 20 000 авто за месяц, тогда разговоры о возможном банкротстве и мизерной популярности можно будет вновь отложить в долгий ящик. Пока что все под вопросом: и будущее Tesla, и планы госучреждений снижать налоговую нагрузку на производителей электротранспорта, и усилия по созданию еще более разветвленной сети зарядных станций.

Да, новый Roadster сможет гнать по хайвеям со скоростью за 200 км/час. И да, почти автономный грузовик Semi способен катить по дорогам до 800 км, а также быстро заряжаться. Но если Илон Маск не решит будничные проблемы на своих заводах, с такой же скоростью начнет рушиться его отполированная до лоска автоимперия.

Теги:Tesla, автомобили, Илон Маск

Версия для печати
Загрузка...
Loading...
..

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «КомментарииУА:», 2016

Система Orphus