Леонид Гребинский: "Бизнес должен быть социально ответственным"

На примере КРИСТАЛБАНКа Леонид Гребинский рассказал о том, как банки выживают в условиях коронакризиса

Прошлый год был достаточно сложным для всех видов бизнеса. Сокращение персонала, ухудшение финансового состояния, недополученные доходы коснулись почти всех. Не стал исключением и банковский сектор. Впрочем, были и такие банки, которые достойно выдержали все испытания в 2020-м и уверенно начали 2021-й год. О достижениях КРИСТАЛБАНКа в прошлом году рассказывает его Председатель Правления Леонид Гребинский.

- Леонид Андреевич, как прошлый год повлиял на финансовое состояние Банка?

- Как и все остальные игроки на рынке, наш банк тоже столкнулся с определенными вызовами, связанными и с карантинными ограничениями, и ухудшением финансового состояния наших клиентов. Но мы продолжили свое активное развитие и смогли нарастить клиентскую базу, объемы клиентских ресурсов и кредитования, в целом даже больше, чем было запланировано в стратегии. В результате значительно возросла валюта баланса и чистая прибыль банка, которая увеличилась практически вдвое по сравнению с прошлым годом. И это тогда, когда прибыль всей банковской системы сократилась почти на треть.

Хорошее финансовое состояние КРИСТАЛБАНКа подтвердил и ряд престижных рейтингов, в частности, долгосрочный кредитный рейтинг по Национальной рейтинговой шкале, который повысился до уровня uaAA- с прогнозом "в развитии", и наивысший рейтинг надежности банковских вкладов (на уровне "5" – отличная надежность) от IBI-Rating. Такая высокая оценка надежности банковских вкладов в КРИСТАЛБАНКе указывает на его высокую стабильность, способность своевременно рассчитываться по своим обязательствам, в т.ч. выполнять все обязательные нормативы НБУ, хорошую финансовую репутацию. Более того, КРИСТАЛБАНК был признан малочувствительным к воздействию внешних и внутренних факторов, а значит вероятности возникновения проблем со своевременным возвращением вкладов не существует.

К тому же, наш банк получил звание "Лучшее предприятие Украины" и "Звезду качества" за неизменно высокое качество и достижение лидерства в бизнесе среди предприятий, работающих в Украине согласно ранжированию Национального Рейтинга качества товаров и услуг "Звезда качества".

- Насколько пришлось оптимизировать затраты, прежде всего, на персонал, в связи с карантином?

- Бизнес должен быть социально ответственным — как с точки зрения цифр и доходов, так и по отношению к своим сотрудникам. Только создав соответствующие условия труда можно требовать от людей самоотдачи и высоких результатов. Потому, в 2020 году мы не выпустили ни единого приказа о сокращении персонала или ухудшения условий труда. Более того, затраты на персонал у нас выросли по сравнению с прошлым годом, а в начале 2021-го КРИСТАЛБАНК внедрил медицинское страхование своих сотрудников, — шаг, которым, я уверен, мы будем гордиться.

- Что предлагает "Лучшее предприятие" для частных клиентов? Может, ввели в 2020-м какие-то новинки по сравнению с прошлыми годами?

- В розничном сегменте банк продолжает успешно реализовывать ипотечные программы, направленные на обеспечение клиентов собственным жильем – как на первичном, так и на вторичном рынке. Эти программы разработаны с учетом реальных потребностей и возможностей наших клиентов. Например, для покупки на первичном рынке однокомнатных квартир почти во всех жилых комплексах банк предоставляет кредиты по ставке от 10% годовых в первый год пользования, для покупки двухкомнатной квартиры – от 7,7% годовых, а трех- и более комнатной – от 0,01% годовых. Такие кредиты можно получить на срок до 10 лет. Но, если вам нужен кредит только на один год – процентная ставка в течение всего периода составляет лишь 5% годовых, что практически соответствует уровню ставок в развитых европейских странах. Для покупки жилья на вторичном рынке КРИСТАЛБАНК предлагает кредиты вообще до 20 лет, если у клиентов есть такая потребность, по ставке, которая начинается от 7% годовых — по программе "Доступная “Cемь”". При этом, в отличие от госпрограммы "Доступная ипотека" никаких ограничений срока введения дома в эксплуатацию и размера общей площади жилья банк не выдвигает. Ключевая идея здесь — всегда ориентироваться на клиента и предоставить ему такую ставку и такой срок кредитования, который ему нужен в зависимости от уровня дохода и стоимости квартиры, а также максимально уменьшить процентную нагрузку в первый период после приобретения нового жилья. Мы же понимаем – именно в этот период люди нуждаются в дополнительных средствах на ремонт, оборудование, переезды и пр. и обслуживать кредит по повышенным ставкам очень часто для них неприемлемо. Думаю, эти усилия и были отмечены званием "Банк №1 по условиям ипотечного кредитования" в рамках XII Всеукраинского конкурса "Банк года – 2020" от международного финансового клуба "Банкиръ".

Для финансирования текущих потребностей и покупок клиентов КРИСТАЛБАНК предлагает очень удобную и выгодную платежную карту с кредитным лимитом до 100 тыс. грн. и минимальным ежемесячным платежом всего лишь 5%. Карточка работает в Apple Pay, и та Google Pay, и предусматривает стабильный кэшбек от стоимости покупок в торговых сетях. Из ее последних обновлений — увеличение льготного периода до 62 дней (со ставкой 0,001% годовых), снижение ставки вне льготного периода и потрясающий дизайн — на глянцевом элегантно черном фоне, размещено изображение земного шара, стилизованное кристаллами, в корпоративных цветах банка, а идентификационные данные нанесены с помощью современных технологий ЗD-печати на обратной стороне карты вопреки принятым стандартам.

- Автокредитование планируете развивать?

- Более, чем активно. Уже внедрили новые программы кредитования физических лиц на приобретение автотранспортных средств – и новых, и с пробегом, а именно – "Кристалл Авто Стандарт", "Кристалл Авто Стандарт с пробегом", "Кристалл Авто Партнер". Кредиты на приобретение новых автомобилей иностранного производства некоммерческого назначения, так же как и ипотека, предоставляются по минимальным ставкам на рынке – от 6,99% годовых, сроком до 6 лет, с собственным взносом – от 30% от стоимости авто. Ставки по программе "Кристалл Авто Стандарт с пробегом", разумеется, несколько выше. Однако, благодаря этой программе клиенты могут приобрести подержанный и, соответственно, более доступный по цене автомобиль. А это в сегодняшней ситуации на рынке – чуть ли не самое главное.

- Как относитесь к диджитализации?

- Прошлый год показал всем нам, что диджитализация – это не модный тренд или метод оптимизации расходов, как считали раньше, это – необходимость. А дистанционные услуги — неотъемлемая часть нашей жизни, хотим мы этого или нет. Потому, мы просто обязаны ради безопасности и удобства наших клиентов приспосабливать наши продукты, сервисы и бизнес-процессы к требованиям сегодняшнего дня. Так, в прошлом году в КРИСТАЛБАНКе была внедрена система электронных платежей Apple Pay. Для клиентов частных предпринимателей запустили интернет-банкинг, разработали сервис единого интерфейса для управления несколькими компаниями или предпринимателями в системе "Клиент-Банк" — "Единое операционное окно", а также расширили функции дистанционного обслуживания для клиентов-юридических лиц, в частности, добавили ​​возможность открывать депозиты без посещения отделений банка.

Также банк стал партнером электронного торгового площадке SmartTender – электронной площадки коммерческих и государственных тендеров Prozorro. А уже в этом году КРИСТАЛБАНК присоединился к системе системы удаленной идентификации BankID Национального банка Украины. Благодаря этому клиенты-пользователи интернет-банкинга КРИСТАЛБАНКа получили удобный и безопасный удаленный доступ к административным, финансовым и коммерческим услугам через порталы услуг подключенных абонентов – поставщиков услуг, таких как "Действие", "Единый государственный портал административных услуг", КП "Главный информационно-вычислительный центр" и многие другие государственные и негосударственные организации.

- Как насчет корпоративного сектора, насколько он в приоритете у КРИСТАЛБАНКа?

- Будем откровенны: сегодня кредитный портфель корпоративного сектора — это основной источник доходов любого банка. И в КРИСТАЛБАНКе на этот портфель приходится подавляющая часть общего кредитного портфеля. Причем в прошлом году нам удалось увеличить портфель бизнес-кредитов почти на 80%. Значительную его долю занимает перерабатывающая промышленность, торговля, строительство, другие отрасли, все-таки мы стараемся максимально диверсифицировать риски. В том году планируем существенно нарастить долю аграриев. Для их более активного привлечения внедрили специальные условия обслуживания, в частности спецпредложение по зачислению арендной платы за земельные паи на платежные карты физлиц–арендодателей, эмитированные АТ "КРИСТАЛБАНК".

Уже в прошлом году средства клиентов – юрлиц в банке выросли почти вдвое, как собственно и само количество клиентов. Надеемся, что нововведения и прошлого, и нынешнего года сделают обслуживание наших клиентов еще более удобным и эффективным, а КРИСТАЛБАНКу принесут еще больше довольных клиентов.