Мэр Днепра Борис Филатов: Днепряне никогда не прощают предательства
О залоге успеха и достижениях на должности, изменениях и потенциале города, отношениях с Коломойским и Корбаном, а также суборбитальном полете в космос - эксклюзивно на портале "Комментарии" мэр Днепра Борис Филатов
С 1 по 14 ноября на рейтинговой платформе издания "Комментарии" проходило голосование за лучшего мэра 2021 года. Всего в онлайн-голосовании приняли участие более 21 тыс. пользователей Facebook. В итоге победу одержал городской голова Днепра Борис Филатов, за которого проголосовало более 40% участников.
– Борис Альбертович, вы победили в рейтинге мэров. В чем залог успеха? Как вы думаете, почему люди за вас проголосовали?
Этот вопрос следует разделить на две основные составляющие. Первая – в Днепре за шесть лет моего пребывания на должности городского головы произошли колоссальные изменения. Их может не видеть разве что слепой. В отличие от других политиков, у меня нет привычки кивать на предшественников, но город действительно достался нам в ужасном состоянии. Это и разрушенная инфраструктура, и ряд других системных проблем, игнорировавшихся десятилетиями. Такие как возводившиеся без дождевой канализации жилмассивы, разбитые внутриквартальные дороги или отсутствие водопровода в Таромском. Поэтому это фактически перезагрузка всех сфер городского хозяйства – от ЖКХ до новых общественных пространств. От обновления транспорта до новшеств в создании единого медицинского, социального и образовательного пространства. И люди видят это.
Во-вторых, в таком разном и сложном городе как Днепр, городе, политически расколотом пополам, мне удалось достичь консенсуса. При этом не столкнув земляков лбами друг с другом. Здесь все живут в мире, спокойствии и взаимопонимании. Пожалуй, самым большим своим достижением на должности мэра я считаю то, что мне удалось изменить отношение людей к родному городу. Днепр живет новой жизнью. Он дышит полной грудью. Как я говорю, здесь есть место и спортивным состязаниям мирового уровня, и фестивалям, и карнавалам с уличными танцами. На смену злобе постепенно приходит доверие, которое можно было достичь только реальными делами и отстаиванием справедливости для каждого.
– Что планируете изменить в Днепре? Что необходимо для того, чтобы город стал самым привлекательным для проживания в Украине?
Наверное, нам не хватило бы времени интервью, чтобы подробно рассказать обо всех наших планах. В ответе на предыдущий вопрос уже прозвучало, что мы работаем над переменами во всех отраслях городского хозяйства. И будем продолжать эту системную работу и дальше. В качестве мэра я выступаю гарантом любой инициативы, которая будет полезна людям и поможет Днепру стать лучшим городом в Украине. Это "зашито" в философии нашего города.
К сожалению, есть определенные вопросы, не относящиеся к компетенции местного самоуправления. Однако их можно решить на уровне государства. То есть мы говорим о больших инфраструктурных проектах. В первую очередь это – Днепровский аэропорт. Ведь мы до сих пор единственный, пожалуй, в мире город-миллионник, не имеющий современных и эффективных воздушных ворот. Поэтому я благодарен центральной власти, президенту Владимиру Зеленскому за то, что решению этих вопросов уделяется немало внимания. Нам удалось сдвинуть с мертвой точки ситуацию с аэродромом. Затронут вопрос объездной дороги. В рамках "Большого строительства" Днепр также не обделен вниманием. И объединение наших усилий будет только во благо города и территориальной громады.
При этом, если говорить о Днепре в целом, то стоит отметить, что он имеет сверхмощный потенциал. Мы – город молодежи. Город предпринимателей и финансистов. Город профессионалов и высококачественных специалистов в разных сферах – от машиностроения и науки до пищевого производства. Богатством Днепра всегда были прежде всего люди. Мы гордимся нашими земляками, которые всегда предпочитали эффективную работу, а не пустую болтовню. И этот человеческий потенциал мы успешно реализуем вместе со всеми жителями города.
– Как оцениваете развитие Украины при действующей власти?
Как лидер территориальной громады, я буду взвешенным в своих оценках. Любые мои высказывания, в том числе критические, могут оказаться совсем не полезными для целого города, который я представляю. В других своих интервью я говорил (и не буду отступать от декларируемых ранее принципов), что есть вещи, за которые я отвечаю, а есть не принадлежащие к моей компетенции. И потому я не должен давать им никакой оценки. У меня есть личное мнение по поводу ситуации в стране. Как внутриполитической, так и внешнеэкономической. И также по вопросу урегулирования ситуации на Донбассе. Но как лидер местного самоуправления я отвечаю исключительно за доверенную мне территорию. До этого я был одним из самых последовательных критиков центральной власти, которая сворачивала реформу децентрализации и наступала на права местного самоуправления. Но после поражения партии власти на местных выборах они пересмотрели свои действия. Им хватило мудрости прекратить выяснять отношения с местными элитами. Мы наконец-то начали выстраивать нормальный конструктивный диалог. И я не могу этого не приветствовать, ведь так все только выиграют.
Я никогда не положу камень в протянутую руку. Когда за региональную политику отвечал Трофимов, я даже не знал, как он выглядит. Затем президент сменил его на господина Тимошенко. Я считаю, что это был правильный выбор и не потому, что он - выходец из Днепропетровского региона. А потому что он выстраивает нормальную коммуникацию. Когда государство идет навстречу территориальным громадам, когда оно инвестирует в развитие инфраструктурных проектов и помогает городу развиваться – такие шаги стоят только положительной оценки.
– Как так случилось, что вы превратились во врага Коломойского?
Для начала следует сразу понять, что я никогда не был ему другом. Ни его сотрудником, ни членом его команды – как бы упорно мне это ни приписывали в существующих медиа-мифах. Мы действительно работали вместе – и не только в Днепропетровской облгосадминистрации, но и в бизнесе. И даже в Википедии можно прочитать, что я как корпоративный адвокат обслуживал все крупные финансово-промышленные группы в стране. То есть, Коломойский и группа "Приват" были далеко не единственными моими клиентами. Поэтому причислять меня в ряды "его людей" – это всегда спекулятивная постановка вопроса.
Мое превращение в его врага имело две причины. Первая (то, о чем я уже не раз говорил) – все, к чему этот человек прикоснулся в родном городе, превратилось в тлен и прах. Начиная с аэропорта, заканчивая баскетбольной ареной, и еще достаточным обилием кейсов, на которых не стоит останавливаться. Когда я занял должность городского головы, то питал определенную иллюзию. Я надеялся, что события 2013-2014 годов изменили ментальность этого человека, который всю жизнь думал только о собственных деньгах. Впрочем, этого, к сожалению, не произошло. Понятно, что как городской голова я должен стоять на защите прав людей, которые вручили мне мандат доверия. Когда этот человек монополизировал аэропорт, закрыл небо и начал продавать билеты на авиаперевозки в Киев по цене билетов в Нью-Йорк, очевидно, что я не мог молчать по этому поводу. Дальше уже нашла коса на камень. Игорь Валерьевич занял активную позицию в том, чтобы вместе со своими подручными "уволить" меня с моего кресла во время первой каденции мэра. Так же во второй каденции – во время предвыборной кампании на меня снова лились бесконечные потоки грязи из уст подконтрольных ему медиа. Тем не менее, несмотря на все усилия, мой потрясающий результат на выборах – 80% – доказал, что никакие его попытки дискредитировать меня – не работают. Ведь люди всегда судят по делам. Если меня горожане любят, то Игоря Валерьевича – нет.
- Если бы выборы президента были в ближайшее воскресенье, по вашему мнению, за кого и почему проголосовали днепряне?
Отвечу четко и понятно. Они отдали бы голоса за Зеленского. Почему? Потому что ныне президент уделяет Днепру большое внимание. И я говорю так не потому, что Зеленский мне нравится или не нравится. Давайте говорить объективно: люди всегда голосуют, так сказать, за своих. Для Зеленского Днепропетровская область является малой родиной. А люди всегда испытывают симпатию к землякам. При этом, если Владимир Александрович увидит это интервью, хотелось бы, чтобы он понимал – кредит доверия, который дают украинцы, он имеет определенный лимит. Итак, если он хочет, чтобы жители его малой родины продолжали его поддерживать, ему нужно смотреть в ее сторону и оказывать всяческую поддержку. Это не просто мое субъективное мнение, но и вполне объективный подход.
Я всегда говорил, что днепряне никогда не прощают предательства. Их предал и забыл Коломойский. У нас есть одна поговорка о том, что в истории Российской империи было три периода: Допетровский, Петровский и Днепропетровский. Мы давали во власть генеральных секретарей, президентов, премьер-министров, львиную долю олигархов – они все отсюда. Однако все, кто уехал из Днепра, забыли о родном городе. И люди вернули им этот долг своей нелюбовью. Я говорил это лично Юлии Владимировне, ведь она в свое время упустила шанс победить Януковича. И только потому, что она уехала из Днепропетровска и забыла о родном городе. Люди не простили этого. Поэтому если Зеленский забудет о родной области, ее жители так же не простят ему этого. Сейчас они его поддерживают.
– Какие у вас отношения с Офисом президента?
У нас вполне нормальные, конструктивные и стабильные отношения. Мы хорошо ладим с Андреем Борисовичем Ермаком, опять же – с Кириллом Владленовичем Тимошенко. Когда на местных выборах я подтвердил мандат доверия с высоким результатом, мнение изменилось. Стали ли они меня любить? Не знаю. Но с другой стороны, я не нуждаюсь в их любви. Меня интересует исключительно работа, а не разговоры на досуге, чаепитие или сплетни. Работа же сейчас налажена.
- Когда узнали, что инициатором спора с президентом по достройке моста был Богдан, что почувствовали?
Горькое разочарование. Я знал об этом с самого начала. Богдан передавал мне "приветы" еще до выборов. Мол, когда мы попадем во власть, мы тебя "достанем". Поэтому я понимал, что история со спором – она полностью проинспирирована именно им. И я все же надеялся, что ему хватит ума не признавать это публично в интервью BBC. Но вышло не так. Я не вижу смысла сейчас обсуждать фигуру Богдана. Его уже нет. Время расставило все по местам. Хотя я мог бы много говорить об этом человеке, но зачем? О предателях, людях, которые воткнули тебе в спину нож, хотя раньше были довольно близкими друзьями, трудно что-то говорить. Единственное, что я могу сказать: при встрече я не подам ему руки. А жизнь всем распорядилась: я – мэр, чувствующий себя хорошо, имея равные отношения с руководством государства и Офисом президента. А где сейчас Богдан?
– Почему разошлись с Вилкулом?
Я с ним и не сходился. У нас с ним были разные периоды отношений. При этом некоторое время я считал, что он может быть мне товарищем. Но, к сожалению, когда он стал губернатором, особенно – вице-премьер-министром, у него на голове выросла корона. А мне это не нравится. Далее по жизни, а особенно во время Революции Достоинства, он причинил мне немало горя. И опять же – давайте поймем, где он сейчас и чем закончилась его "молниеносная" карьера. Поэтому я не вижу смысла обсуждать это. Было да сплыло.
- Будь вы президентом, какие бы первые пять вещей сделали? Можно ли решить проблему Донбасса и Крыма и как?
Я не хочу отвечать на этот вопрос, ведь уже сказал, что не комментирую того, что лежит вне плоскости моих полномочий и вверенной мне территориальной громаны. С другой стороны, я никогда не отвечаю на вопросы типа "5 вещей, которые вы сделали бы" или "10 туристических особенностей Днепра", "5 ваших побед и 5 поражений". Жизнь – она не черно-белая. Ее не втиснуть в Прокрустово ложе механистического подхода к действительности.
интервью с руководителем Ровенской ОГА Виталием Ковалем.