Юрий Гудыменко: "Мы пришли надолго"

"Демократична Сокира" не является политическим проектом продолжительностью в один день или продолжительностью в одну избирательную кампанию

Один из основателей политической партии "Демократична Сокира" и ее лидер Юрий Гудыменко в интервью для нашего издания рассказал о своем отношении к Владимиру Зеленского, о том, почему в современной украинской политике нет ничего невозможного и развенчал миф о консервативности отечественного электората.

- Юрий, политической партии "Демократична Сокира" исполнилось три года и она очень сильно выделяется на общеукраинском политическом фоне. Есть ли у партии идеология? А если есть - то какая?

Нашу идеологию очень четко прописано в партийной программе. Это - правый либерализм. Или, как принято говорить на Западе - классический либерализм. Мы отличаемся от левых либералов, которые для нас являются промежуточным звеном между социалистами и, собственно, либералами и отличаемся от правых консерваторов. Фактически, на сегодняшний день мы являемся единственной политической партией в Украине, которая исповедует ценности классического либерализма. Безусловно, некоторые политические силы и определенные политические деятели неоднократно заявляли о своей принадлежности к правому либерализму, но на практике оказывалось, что эти силы и эти деятели не являются ни правыми, ни либералами.

- Значит, можно сказать, что "Демократична Сокира" занимает ту нишу, которая до ее появления была фактически пустой?

Вполне, эта ниша пустовала до нашего появления и я подозреваю, что кроме нас других правых либералов в Украине не будет еще довольно долго.

- Есть ли у вас союзники на украинском политическом поле? Кто они?

Мы не любим общаться с отдельными людьми. Мы предпочитаем сотрудничества с организованными структурами. Мы сотрудничаем со всеми проукраинскими политическими партиями, с проукраинскими общественными движениями и общественными организациями. Для нас не важно, представлена структура в парламенте или нет. Кажется, что в Украине нет ни одной заметной политической силы - правой или либеральной - с которой мы не проводили сотрудничества. Нам нечего делить. Мы вместе были на баррикадах. Большинство конфликтов, возникающих в политической среде - это конфликты между так называемыми олигархическими группами, но мы к ним не относимся.

- Можно ли вообще говорить о том, что в современной Украине есть политические партии в классическом смысле этого слова. К примеру, есть ли они в Верховной Раде? Или там существуют, только, так сказать "клубы по интересам"?

Я бы сказал, что в Верховной Раде есть люди, объединенные широкими интересами. Я бы назвал этих людей проукраинскими консерваторами. Безусловно, там есть и либералы. Но украинская политическая конъюнктура предусматривает заигрывание с электоратом, что в свою очередь делает невозможным длительное соблюдение той или иной идеологии. Традиционно считается, что основой украинского электората есть люди пенсионного или предпенсионного возраста, а этих людей принято рассматривать - хотя мне кажется это мифом - как людей консервативных, религиозных, а не либеральных, не современные и таких, которые не способны воспринимать любые современные тренды. Поэтому политические партии начинают подстраиваться под этот мифический электорат. Разве что десять процентов политических партий придерживаются своей идеологии. Остальные же прибегают к популизму. К сожалению. Впрочем результаты выборов и социологические опросы опровергают ту точку зрения, которая утверждает, что рядовой украинский избиратель является консервативным и по своему мировоззрению находится несколько не в шестнадцатом веке.

- Юрий, насколько можно судить, то отношения Вашей политсилы с нынешней властью являются непростыми. В частности, "Демократична Сокира" пытается привлечь господина Зеленского к уголовной ответственности по 111 статье за ​​срыв операции по задержанию российских наемников из частной военной компании "Вагнер". Насколько это реально, ведь речь идет о действующем президенте?

Я считаю, что в Украине возможно все. Я много раз убеждался в этом. Старшие и более опытные люди в свое время доводили мне то, что невозможно сбросить Януковича и что невозможно отбиться от российской агрессии, но все это становилось реальностью. Я уверен в том, что украинский народ не позволит Зеленскому править вечно и что как только закончится его срок пребывания у власти и как только он потеряет тот иммунитет, который предусматривает президентский пост, он будет привлечен к уголовной ответственности. Мы подали в Государственное бюро расследований (ГБР) соответствующее заявление. ГБР дает нам отписку, мы обращаемся в суд, суд обязывает ГБР начать расследование и бюро начинает его - оно знакомится с документами, опрашивает людей и все материалы, скажем так, собираются в определенную папочку. Когда материалы собраны, то бюро говорит нам, что у президента иммунитет, а значит его невозможно допросить. Так и есть. Но я повторюсь - Зеленский не будет руководить страной вечно. Как только Зеленский перестает быть президентом, папочка сразу вынимается из шкафа и идет в работу. Большинство расследований фактически уже завершены, но расследования в Украине продолжаются долго и поэтому я не удивлюсь, если расследование выйдет на финальную стадию именно тогда, когда президентский срок Зеленского уже завершится.

- Что может помешать этому?

На Банковой вполне реально рассматривают сценарий проведения досрочных президентских выборов. Пока рейтинг Зеленского все еще держится, можно провести перевыборы и получить дополнительные пять лет. Далее переизбраться на второй президентский срок у Зеленского уже не получится.

- Но повод для досрочных президентских выборов может найти Банковая?

Вернусь к своему тезису о том, что в украинской политике нет ничего невозможного. Зеленский появится на экранах и объявит о том, что он единственный президент, который является готовым провести досрочные выборы самого себя. Мол, хочу посмотреть любит ли меня народ и правильным ли курсом мы идем. Сейчас, правда, Банковая поставила этот сценарий на паузу, но он существует.

- Верите ли Вы в то, что Зеленский может быть патриотом? Не так давно он говорил о том "какая разница", но пока прибегает к искренне патриотической риторике...

Я хотел бы верить в то, что президент моей страны - патриот. Не только действующий. Мне бы хотелось, чтобы каждый из президентов Украины был патриотом. Но относительно Зеленского я имею некоторые предостережения.

- Почему?

Хотя бы потому, что он пришел из мира шоу-бизнеса и базовые ценности украинской патриотической среды ему просто не понятны, они являются удивительными и почти экзотическими. Я уверен в том, что ему действительно трудно понять, почему люди рискуют жизнью за Родину, идут под пули, занимаются волонтерством, отдают свою жизнь за непонятные для него вещи, вместо того чтобы выступать на сцене и зарабатывать хорошие деньги . Дай Бог, чтобы Зеленский пришел к пониманию подобных вещей, чтобы обстоятельства заставили его поверить в Украине и в искренность тех, кто проливает кровь за нее. Но - опять же повторюсь - есть определенные предостережения относительно Зеленского.

- Следующий вопрос будет связан с предыдущим. Украина платит поистине страшную цену за право принадлежать к свободному миру. Курс на членство в ЕС и НАТО прописан в Конституции нашего государства. Как Вы оцениваете последние заявления определенных представителей президентской политической силы относительно переориентации на Восток, в частности на Китай?

Знаете, мне кажется, здесь речь идет, прежде всего о необразованности тех людей, которые делают подобные заявления. Вы думаете, что они хорошо разбираются в геополитике и в истории коммунистического Китая? Не уверен в этом. Совсем не уверен. Для них Китай - это, прежде всего, мощная экономика, благодаря которой можно привлечь инвестиции не без личной выгоды, конечно же. Вот и все.

- А разве подобные заявления не затрудняют наши отношения с западными партнерами?

Конечно. Мы как проукраинская политическая партия не можем не реагировать на подобные вещи. Вместе с нашими партнерами и союзниками мы начинаем в ближайшее время информационную кампанию, направленную против упомянутого Вами политического заявления и его возможных последствий. Мы должны открыть людям глаза на то, что такое коммунистический Китай, на каких условиях он кредитует экономики других государств и какие последствия имеют эти кредиты для суверенитета государств-заемщиц. Нашу задача значительно облегчает то, что, согласно социологическим опросам украинцы не доверяют Китаю. Количество наших соотечественников, которые доверяют этой стране не превышает шесть процентов. Поверьте, у России значительно больший уровень доверия.

- Информационная кампания будет проходить исключительно в средствах массовой информации или, также, будет включать акции прямого действия?

И то, и другое. Вскоре увидите.

- Планирует ли "Демократична Сокира" поход в Верховную Раду?

Безусловно, собственно парламентское представительство входит в наши планы. Мы не являемся политическим проектом продолжительностью в один день или продолжительностью в одну избирательную кампанию. Мы пришли надолго. За нами, правда, не стоят олигархи, за нами не стоят миллиардеры. Это дает нам больше свободы и не обязывает нас корректировать и изменять свой курс. Но мы трезво оценивать свой потенциал и свои силы. Обычно - и эта схема уже является проверенной нами на протяжении местных выборов - мы заключаем соглашение с нашими политическими партнерами и союзниками и вместе проводим избирательную кампанию. Опыт подсказывает нам, что эта схема является эффективной.

Напомним, что ранее украинский предприниматель, меценат, основатель группы компаний "Автострада" Максим Шкиль в интервью для издания "Комментарии" прокомментировал инцидент с поджогами техники предприятия и рассказал, как сейчас развивается ситуация.