Председатель правления СК "ПРЕСТИЖ" Евгений Брыдун: с началом войны потери акционерного капитала в страховой отрасли составляют более 30%

В первом квартале этого года, по данным НБУ, объем валовых премий рисковых страховых компаний сократился почти на 14% по сравнению с январем – мартом 2021 года

Вместе с тем, выплаты упали на около 22%. Уменьшились страховые выплаты и для лайфовых компаний. При этом объем валовых премий страховщиков жизни почти не изменился. В целом страховой бизнес по результатам I квартала продемонстрировал доходность. Финансовый результат рисковых компаний был даже лучше, чем за соответствующий период прошлого года. Это объясняется существенным уменьшением затрат при почти неизменных показателях операционной эффективности. Во втором квартале объем активов страховщиков увеличился, невзирая на уменьшение количества компаний на рынке. Однако за статистикой и цифрами важно видеть человеческие жизни. Ведь сложно возразить, что широкомасштабное вторжение россии в Украину стало шоком для каждого из нас.

Удалось ли страховым компаниям приспособить работу коллектива к новым условиям, как война повлияла на потребителя страховых продуктов и каких изменений на рынке ждать в будущем – об этом "Комментарии" поговорили с основателем и председателем правления страховой компании "ПРЕСТИЖ", доцентом кафедры финансов Национального университета "Киево -Могилянская академия Евгением Брыдуном.

Пожалуй, к новым вызовам не был готов ни один бизнес в Украине. Как изменилась организация работы страховой компании "ПРЕСТИЖ" после 24 февраля?

Во-первых, до 24 февраля 2022 года в компании мы прогнозировали действия со стороны россии, но не в таких масштабах. Так, например, в феврале на 5 дней раньше мы выплатили аванс заработной платы и отправили персонал компании 14 и 15 февраля на дистанционную работу для приобретения продуктов питания и вещей первой необходимости.

Во-вторых, события после 24 февраля ошеломили всех, особенно наших сотрудников Ирпенского региона, ведь треть персонала компании проживает в г. Ирпень, они находились там более двух недель, под постоянными обстрелами. Другим сотрудникам тоже было нелегко – они находились в Киеве. С начала полномасштабной агрессии россии почти до середины марта компания работать не могла – сотрудники спасали себя и свои семьи. Единственное, что удалось сделать - это забрать из офиса уставные документы и ключи к клиентам-банкам банковских учреждений, уплатить налоги за 2021 год и быть на постоянной связи с персоналом. Мы внимательно следили за рекомендациями власти и законодательно- нормативными документами.

Так, с 1 по 30 марта было принято решение о приостановлении деятельности не по вине работников, подготовлены инструкции по их действиям в случае угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций и во время сигнала "воздушная тревога", проинформированы клиенты о предоставлении услуг и урегулировании убытков в дистанционном режиме, перемещено большинство работников на Западную Украину.

В 20-х числах марта уже была настроена работа персонала, поскольку эвакуация сотрудников и их семей закончилась. Мы начали активно работать над восстановлением нормального режима работы, всех составляющих жизнедеятельности компании, ведь работа всегда отвлекает от звучавших из всех информационных источников новостей.

За полгода российской агрессии нам все же удалось сохранить самое ценное – это коллектив, клиентскую базу, выполнить взятые на себя обязательства перед клиентами и возобновить работу компании.

В начале мая мы уже информировали работников о возвращении в нормальный режим работы с 1 июня. Таким образом, с июня 2022 года главный офис начал работать в обычном режиме с учетом мер безопасности.

На сегодняшний день мы работаем в обычном режиме. Что касается операционной деятельности компании, то пандемия "научила" работать в дистанционном режиме, поэтому персонал, методология компании, информационная инфраструктура компании и информационные системы работают по-прежнему в обычном режиме.

Что происходит сейчас со страхованием на оккупированных с февраля территориях?

Мы перестали предоставлять страховые услуги на временно оккупированных территориях, где происходят боевые действия. Есть редкие случаи, когда наши менеджеры, оставшиеся на оккупированных территориях, передают отдельных клиентов главному офису, но это скорее исключение, чем правило.

Как изменились условия страхования в контексте военного времени?

В контексте военного времени существенно увеличились запросы на страхование от наступления военных рисков, расширился перечень ограничений по территории действия страховых договоров и ограничений, введенных резолюциями ООН, урегулирование убытков в большинстве случаев производится без посещения офиса клиентами.

Кроме того, существенно изменились тенденции в заключении договоров страхования, в частности, увеличилось количество заключенных договоров страхования онлайн, уменьшилось количество заключенных договоров страхования грузов, авиа и морским транспортом, однако увеличилось количество договоров страхования грузов, перевозимых наземными транспортными средствами. Остальные условия страхования не изменились, изменились только страховые суммы и соответственно страховые платежи.

Как изменение экономического контекста повлияло на стоимость страхования?

За последние шесть месяцев стоимость страхования выросла от 10 до 30%, в зависимости от страховых продуктов. Факторами роста являются девальвация гривны, изменение расходов по ведению дела и изменение нормативных документов. Так, страховые продукты, привязанные к курсу евро/доллара, а именно "Зеленая карта" и путешествия за пределы постоянного проживания - здесь страховые платежи выросли от 10 до 30%, пропорционально росту стоимости иностранной валюты. У страховых продуктов, где страховая сумма является постоянной, страховые платежи не изменились.

Другая составляющая, это действующие договоры страхования, и сегодня заключаемые. Относительно действующих договоров – здесь мы не пересматривали условия в связи с существенным увеличением страховых сумм, страхователям и так финансово сложно платить страховые платежи. По договорам, которые сегодня заключаются, стоимость конечно возросла.

Третья составляющая. В мае НБУ принял Постановления №108 и №109 относительно Обязательной автогражданки, поэтому страховщики в течение июля-августа 2022 года утвердили новые тарифы, увеличили страховые суммы и максимальные размеры страховой выплаты за ущерб, причиненный имуществу потерпевших, в случае оформления документов о транспортном происшествии без участия уполномоченных работников Национальной полиции Украины (Европротокол). Таким образом, средняя стоимость полиса Обязательной автогражданки выросла на 9,0% (ОСАГО), в то время как страховые суммы увеличились на 23,0%.

Появились ли новые страховые продукты в связи с войной?

У нас в компании количество страховых продуктов не увеличилось, только перераспределились каналы продаж – сейчас большинство договоров страхования заключается онлайн.

Как вы думаете, как затяжная война может повлиять на страховой рынок?

Очень надеюсь, что война как можно быстрее закончится, но если она будет затяжной, она изменит страховой рынок и его инфраструктуру.

Может ли регулятор какими-либо решениями облегчить жизнь страховщикам?

НБУ в соответствии с Законом "О Национальном банке Украины" осуществляет государственное регулирование и надзор за небанковскими финансовыми учреждениями, поэтому конечно может упрощать процедуры регулирования и смягчать требования к деятельности страховщиков. К сожалению, сегодня, с учетом текущей макроэкономической ситуации, прекращения деятельности предприятий, обесценения национальной денежной единицы, инфляции, уменьшения платежеспособного спроса населения и его миграции, страхование как вид бизнеса не является привлекательным для инвесторов.

По моим оценкам, потери акционерного капитала в страховой отрасли составляют более 30%.

Поддерживая стремление к вступлению нашей страны в Европейский союз и, соответственно, приведение законодательно-нормативных документов к Европейским стандартам, регулятору необходимо учитывать наши внутренние обстоятельства, а именно факторы, вызванные войной, в частности: активные боевые действия на 35% территории Украины, уменьшение страхового поля, военную мобилизацию сотрудников страховых компаний и их агентов, уменьшение платежеспособности населения, падение заинтересованности инвесторов в страховой отрасли.

Отдельно хочется отметить, что война оказала большое влияние на психологическое состояние людей и, хотя это влияние сказалось на каждом по-разному, Национальный банк Украины, как регулятор, а также правительство должны это обязательно учитывать. Иначе вдохновение наших граждан к переменам исчезнет. В худшем случае люди покинут нашу страну навсегда вместе с их капиталом, который мог быть инвестирован в нашу экономику. На мой взгляд, на данный момент задача регулятора - сохранить украинские страховые компании и украинское страхование как таковое.