От медийного адвоката к военному логисту: история Алексея Шевчука
«Я плохой пехотинец, я никакой военный хирург, но я хороший логист, поэтому делаю свое дело», – Алексей Шевчук
Добрый вечер, Алексей!
- Приветствую!
Через несколько дней наступит годовщина войны Украины с Россией. Что вы делали в первый день войны и каким для вас был этот военный год?
– 24 февраля в 5 утра я проснулся от взрывов. Мы с семьей были за городом. Первые ракеты тогда упали в районе Дмитриевичей. Поначалу я не поверил, что на Украину напали. Затем последовала стадия осознания и приятия.
Возникло множество вопросов, на которые ответы я нашел не сразу. Я адвокат по уголовным делам, есть фирма, есть целый округ Оболонский, который опекаю много лет, потому что немного занимаюсь политикой. Но что делать, когда в стране война?
Лечу в штаб, лечу в офис, прорываюсь по городу, чтобы с командой принять решение, кому и чем мы можем помочь: кому привезти молоко и детское питание, кого эвакуировать на вокзал. Ведь очень многие были в отчаянии и нуждались в поддержке.
В то же время, все ребята из нашей охранной структуры отправились на позиции держать оборону под Киевом: в Новые Петровцы, Бровары, Борисполь, ведь все они – профессионалы военного дела с опытом.
Вечером становится ясно, что детей нужно вывезти. У меня семья из Новояворовска, поэтому ночью 25 февраля мы поехали во Львов вместе с нашим зоопарком: ящерицами, улитками, собаками и тому подобное. Это сейчас смешно рассказывать, а тогда три раза вещи перекладывали, чтобы все поместились. Мы ведь не могли оставить никого из питомцев, они же, как друзья, а друзей мы не бросаем.
26 февраля я пробовал вернуться назад в столицу, но Житомирская трасса пылала и дорога на Киев была отрезана. Думать долго не стал и пошел в 103-ю бригаду Сил территориальной обороны Вооруженных сил Украины, к одному из лучших, по моему мнению, защитников, к господину Курко. Он герой, он в свое время оборонял Донецкий аэропорт. Но мне сообщили, что офицеры запаса пока не нужны. Тогда я сразу пошел во Львовский областной военкомат, там тоже уже все было занято. А ребята уже пишут и звонят по телефону, что нужна амуниция, нужны авто и т.д.
Решил пойти в военную администрацию, где меня встретил Холод Юрий, заместитель областного совета, и спросил, какая у меня военная специальность. Говорю какая: складское обеспечение аэродромов. Он улыбнулся, ответил: "вот и хорошо, возьмешь на себя всю логистику".
Думать времени не было, от слова совсем. Если есть работа и потребность в ней, значит надо брать и делать. Но было важное условие, что я мобилизуюсь. Собственно, так меня и отправили в военную администрацию.
Начальник администрации Козицкий долго допрашивал, справлюсь ли. Потом я еще в первых числах встретил министра обороны на лестнице, он был с проверкой или совещание какое-то, и я в двух словах объяснил, что планирую делать. Он лишь кивнул и сказал, что юристы – хорошие менеджеры в такое время. Ну и понеслось…
Тысячи машин в разные точки, работа со спецслужбами разных стран по быстрой доставке ургентных грузов (например, израильские противогазы). Здесь нужны и владение языком, и быстрое передвижение внутри страны, и обеспечение потребностей мобильных госпиталей и стабилизационных подразделений, и сопровождение процессов по снабжению техникой, и простая, банальная доставка провизии общинам. Одним словом, никто не знал, какие еще навыки, умения и связи могут пригодиться.
Так год и прошел. А сейчас я понимаю, что точно был на своем месте и делал полезное дело.
Вы основали большой волонтерский хаб во Львове
– Может не большой, но точно дружеский. Это и волонтеры, и военные, и государственные служащие. Это огромная сеть, уникальное сообщество, почти семья. У нас есть достижения, которыми гордимся. Я искренне благодарен этим людям, которые уже год бок о бок со мной и помогают ежедневно.
Наша работа как-бы незаметна, но о @HubZemelna (Координационный центр с вопрос предоставление гуманитарной помощи ЛОВА) много кто знает. Если в цифрах, то Центром обработано совокупно 2425 единиц фур, а это 40-45 тыс. тонн грузов.
При работе центра реализованы следующие программы:
1. Программа по обеспечению всех военно-гражданских администраций Украины в течение 5 месяцев вооруженной агрессии РФ надлежащими гражданскими и медицинскими грузами. Программа была запущена для возможной постоянной работы администраций и выхода на самостоятельное обеспечение.
2. Программа по преодолению гуманитарной катастрофы в малых городах Украины совместно с Ассоциацией малых городов Украины - обеспечение провизией и медициной городов-сателлитов и поселков, оказавшихся в оккупации и освобожденных и имеющих гуманитарные проблемы.
3. Программа обеспечения жильем вынужденно перемещенных лиц совместно с Польским гостиничным холдингом. Данная программа покрыла нужды всех перемещенных лиц во Львовской области и дала возможность обновить жилищный фонд общежитий и других переданных для нужд граждан помещений.
4. Программа по преодолению гуманитарной катастрофы в Николаеве с водоснабжением. Во время реализации программы город был обеспечен водой в одноразовых бутылках, бутылях и баллонах в течение нескольких месяцев, а также передано 20 000 сложных канистр для мобильного обеспечения водой больниц, госпиталей и т.д.
5. Программа по переработке и оформлению нестерильной перевязки для боевых медиков. На содержании центра находятся более 12 военных подразделений. Совместно с частным производством биосферы было обработано 45 т рулонной перевязки и произведено 250000 единиц бинтов для парамедиков.
6. Программа по обеспечению скорой помощи нужд больниц страны. В процессе программы значительное количество автомобилей было передано больницам и непосредственно военным частям, но наиболее значительным достижением является оперативная поставка детских реанимобилей для Центра акушерства и педиатрии в Киеве в начале войны. Здесь была целая операция совместно с Трансбезопасностью всех областей и Романом Каларусским (заведовал международной логистикой в ЛОВА, - ред.)
7. Программа по снабжению и обновлению коек в украинских больницах. В процессе данной программы удалось обновить около 3000 коек в больницах разного профиля, например, в военном госпитале Львова, в психоневрологическом диспансере в городе Глеваха Киевской области, куда было доставлено большинство раненых из Харьковских больниц и т.д.
8. Программа по обеспечению Военных подразделений, в рамках которой был разработан комплексный груз для военных, который называется сленгом ВБ - "военный бус". Каждые две недели специальный бус (который также передается военным) доставляет консолидированный груз различным подразделениям: вода (сладкая и энергетика), протеиновые батончики, средства тактической медицины, амуниция, одежда, генераторы, строительные инструменты и т.д. Такие ВБешки получают Азов, Черные Запорожцы, Карпатская Сечь, Стугна, Айдар и многие другие. Для нас главное, чтобы ребята вовремя имели все необходимое и отражали врага, а мы в тылу найдем им все необходимое.
9. Программа по обеспечению топливом перевозчиков для доставки гуманитарных грузов как международными, так и внутренними рейсами, поддержка перевозки раненых и освобожденных из плена лиц. В рамках данной программы уже почти 8 месяцев удается вести бесперебойные логистические сообщения между областями.
10. Совместно с USAID и Юнисеф реализована программа по обеспечению одеждой детей вынужденно перемещенных лиц. В рамках данной программы получено около 16000 комплектов одежды для детей до 10 лет для покрытия частичных потребностей данных лиц во Львовской области.
11. Был проведен ряд совместных стратегических сессий с Польским Красным крестом, где наш центр был определен одним из основных логистических партнеров Польского Красного креста в Украине.
12. Поставка авто для фронта – это тоже титаническая работа. Только для Азова совместно с моим заместителем Непорадой Натальей доставили все: от автобусов и бронированных скорых до внедорожников. А еще другие подразделения и структуры, в частности, тот же ГУР.
Отдельного внимания заслуживает целая линия, которую мы запустили по производству вареников в Свирже. Когда приезжает автомобиль с варениками к ребятам, они чувствуют себя казаками. Дух поднимает мощно. Идею придумал мой заместитель Юрий Соболь перед Рождеством.
А если сухо, нашей команде удалось за счет собственных инвестиций и помощи доноров создать уникальный координационный логистический центр, который является моделью государственно-частного партнерства в военной сфере для быстрого обеспечения фронта. А что делать, ведь моя специальность – складское обеспечение аэродромов. Я – плохой пехотинец, я – никакой военный хирург, но я – хороший логист, и у меня это получается.
Когда тебе говорят, ваш автомобиль дал возможность поставить "сапог" (станковый противотанковый гранатомет , - ред.) и лупить орков, или дрон уже раскрыл позицию и мы их вчера разнесли, или когда ты первым доставляешь в больницу Бахмута все нужное, то понимаешь, что делаешь свое дело.
О чем жалеете?
– Не смог уберечь родителей. Война обострила болезни мамы и папы, оба уж очень в тяжелом состоянии. Когда они первые месяцы войны находились под Броварами и Борисполем, лекарства не могли принимать. У мамы боковой амиотрофический склероз, у папы – онкология с метастазами, поэтому сейчас бороться нужно за них.
Во что вы верите?
– Во что верю? Конечно, в победу. В адвокатуру больше не вернусь, буду пробовать себя в других сферах. Я же – не типичный военный, смог сохранить фирму, сохранить людей. Продолжаю поддерживать Оболонь, лечу родителей и гребу шаг за шагом.
Постоянно в пути, но могу уверенно сказать себе, что не отсиделся, а значит, мне не стыдно за этот год.