Как КРАИЛ сменила рынок азартных игр в Украине за четыре года
КРАИЛ подводит итоги: четыре года борьбы с нелегальными азартными играми
Журналисты "Комментарии" пообщаться с председателем Комиссии по регулированию азартных игр и лотерей (КРАИЛ), чтобы подвести итоги работы органа за четыре года. За это время рынок азартных игр в Украине кардинально изменился, пройдя путь от легализации до создания прозрачной системы. В ходе интервью были обсуждены достижения КРАИЛ, основные вызовы, с которыми столкнулась комиссия, и стратегические цели на будущее. Председатель КРАИЛ Иван Рудый также поделился мнениями по проблемным аспектам деятельности операторов, перспективам рынка и важности санкционной политики в условиях военного положения.
Какие ключевые достижения КРАИЛ за 4 года вы могли бы выделить?
13 августа 2020 вступил в силу Закон Украины "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр", отменивший запрет азартных игр в Украине. Основным достижением КРАИЛ стало создание правовой базы для лицензирования операторов азартных игр и сертификации игрового оборудования, что позволило легально функционировать на рынке.
КРАИЛ уделяет большое внимание социальной ответственности рынка. В 2022 году были утверждены нормативно-правовые акты, регулирующие борьбу с игровой зависимостью (лудоманией), и создан реестр лиц, которым ограничен доступ к азартным играм. На 2024 год в реестр включено более 9300 человек.
Как изменилась ситуация на рынке азартных игр после введения регуляторных мер?
Благодаря законодательному регулированию была легализована деятельность операторов азартных игр, что привело к росту поступлений в государственный бюджет. За четыре года деятельности комиссии в бюджет было уплачено более 5,6 миллиарда гривен только по лицензии.
С начала работы комиссии было выдано более 7 тысяч лицензий на ведение деятельности в сфере азартных игр.
После начала полномасштабной войны в 2022 году КРАИЛ инициировала санкции против российских операторов азартных игр, в частности путем блокирования их деятельности в Украине. Комиссия активно присоединилась к изоляции России в области азартных игр и финансовых операций.
Какие шаги были предприняты для обеспечения прозрачности и законности в сфере азартных игр?
В 2024 г. были разработаны нормативно-правовые документы для внедрения Государственной системы онлайн-мониторинга, что позволит контролировать деятельность организаторов азартных игр в режиме реального времени. Это значительно повысит прозрачность рынка, поскольку будет возможность отслеживать финансовые операции и активность игроков. В общей сложности было заблокировано более 3200 нелегальных азартных сайтов и мобильных приложений.
С какими наибольшими вызовами пришлось столкнуться КРАИЛ в процессе регулирования рынка азартных игр?
Одним из самых больших вызовов стало нарушение законодательства со стороны организаторов азартных игр, в частности допуск лиц с лудоманией к участию в азартных играх. Были применены финансовые санкции на сумму 14 миллионов гривен.
Кроме того, до октября 2023 года не было органа, контролировавшего рекламу азартных игр, что привело к многочисленным нарушениям. После внедрения контроля ситуация улучшилась, но регулятор все еще сталкивается с проблемами нелегальной рекламы в сети Интернет.
Были ли проблемы с соблюдением законодательства операторами? Если так, как КРАИЛ реагировала на эти нарушения?
Да, были многочисленные случаи нарушения законодательства, особенно относительно допуска лиц с игровой зависимостью к азартным играм. КРАИЛ применила штрафы и активно блокирует доступ к нелегальным сайтам. Было принято решение о блокировке более 3200 доменов и мобильных приложений, предлагавших нелегальные азартные игры.
Какие стратегические цели вы ставите перед КРАИЛ на ближайший год?
Стратегические цели КРАИЛ на 2024–2026 годы включают четыре основных направления: обеспечение государственного регулирования и надзора за азартными играми, создание благоприятных условий для развития рынка, защиту прав граждан и развитие институциональной способности комиссии. Одним из важных шагов станет цифровизация реестров и последующий контроль за рекламой азартных игр.
Если бы у вас была возможность вернуться на начало деятельности КРАИЛ, какие ключевые моменты вы бы изменили или сделали по-другому?
Одним из приоритетов стало внедрение механизма блокирования нелегальных азартных вебсайтов на постоянной основе, а не только на период действия военного положения. Также необходимо усовершенствовать механизм контроля за деятельностью операторов и повысить эффективность мониторинга рекламы азартных игр на ранних этапах.
Есть ли конкретные аспекты работы КРАИЛ или законодательства, требующие немедленных изменений или усовершенствования?
Так, требует совершенствования механизма применения санкций к операторам, нарушающим законодательство, а также необходимо обеспечить постоянный контроль за рекламой азартных игр. Также важно усилить контроль за нелегальными операторами, особенно в сфере онлайн-игр.
Какие внутренние процессы или процедуры вы хотели бы оптимизировать для повышения эффективности работы комиссии?
Оптимизация работы реестров и цифровизация процессов остается ключевым направлением повышения эффективности. Кроме того, необходимо автоматизировать предоставление административных услуг в электронном виде и упростить доступ к реестрам через Единый государственный вебпортал.
Какие основные скандалы или конфликты возникли за период существования в сфере азартных игр, с которыми сталкивался КРАИЛ?
Сфера азартных игр всегда привлекала внимание общественности и медиа, и за период деятельности КРАИЛ возникло несколько значительных скандалов. Основным вопросом явилось распространение рекламы азартных игр. Наружная реклама азартных игр вызвала множество дискуссий, особенно в связи с ее потенциальным негативным влиянием на население.
В ответ на эти вызовы было принято решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 20 апреля 2024 г., направленное на ограничение рекламы азартных игр в Интернете и других медиа. Постановлением Кабинета Министров Украины были введены жесткие ограничения на рекламу азартных игр, включая запрет на использование определенной символики и ограничение контента, что может быть рекламой азартных игр.
Кроме того, организаторы азартных игр в сети Интернет были обязаны внедрить механизмы контроля за расходами игроков и устанавливать ограничения на сумму расходов и время участия в игре. Эти меры имели целью минимизировать риски развития зависимости от азартных игр и защитить интересы игроков.
Как КРАИЛ реагирует на публичные скандалы или обвинения в непрозрачности деятельности операторов азартных игр?
КРАИЛ активно реагирует на все публичные скандалы и обвинения в непрозрачности деятельности операторов азартных игр. Одним из ключевых шагов является проведение внеплановых проверок, позволяющих оперативно выявлять нарушения и применять к нарушителям финансовые санкции. За четыре года работы проведено 12 внеплановых проверок, результатом которых стали штрафы на общую сумму 14 миллионов гривен.
Кроме того, КРАИЛ сотрудничает с правоохранительными органами, в частности, со Службой безопасности Украины, для мониторинга и блокирования нелегальных азартных ресурсов. Совместными усилиями было заблокировано более 3200 доменов, производивших азартные игры без лицензий.
КРАИЛ также постоянно усовершенствует механизмы мониторинга и сотрудничает с международными компаниями, такими как Meta и Google, для прекращения распространения нелегальной рекламы азартных игр в социальных сетях и платформах для видео.