Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Об этом в эксклюзивном интервью нашему изданию заявил кандидат исторических наук, директор Фонда "Украинская политика" Константин Бондаренко. Также он выразил свою позицию по важнейшим для современной Украины темам: почему безвиз только усложнит жизнь украинцам, когда Крым может вернуться в состав страны, дал прогноз по внеочередным парламентским и президентским выборам.
- Тянуть с решением вопроса о безвизовом режиме для Украины уже некуда. Вы ранее заявляли, что даже если Украина и получит в ближайшее время безвиз, то система пересечения границы будет более сложной. Почему так считаете и каковы европейские перспективы Украины в целом?
- Мы получим безвизовый режим, ведь визовый режим – это атавизм, от которого отказываются многие страны. Сейчас остаются лишь бюрократические преграды. Киев со своей стороны выполнил все требования, которые ему предъявляли, даже перевыполнил. Основной блок пунктов выполнили еще в 2012 году – 96% или 97%. После событий 2013-2014 годов появились новые требования: более активная борьба с коррупцией и внедрение новых стандартов, чего не было в 2012 году. Это связано с тем, что в 2012 году Украина не была потенциальным источником нелегальной миграции.
Но после утверждения безвизового режима, система пересечения границы будет более сложной: если раньше украинцы обращались в консульство и сдавали туда пакет документов, то теперь они будут вести эти же документы с собой и предъявлять их на границе, и решение о разрешении на въезд будет давать не консул, а пограничник. Человек должен иметь при себе документы, которые подтверждают наличие у него средств, цель поездки, срок пребывания, обратный билет, а также содержать информацию, где он будет проживать. Любой пограничник может запросить эти документы, если ему что-то не понравится — может не пустить в страну.
- В Украине сложилась очень непростая ситуация как в экономическом, так и политическом планах. Кто в этом виноват?
- Виноваты те люди, которые пришли к власти. Если они не справляются с этой властью, не могут ничего исправить, то должны уйти. Мы видим, что политические интриги в стране начинают доминировать над здравым смыслом.
Есть и еще один момент: Украина фактически согласилась на внешнее управление. А это управление не всегда адекватное. Не понимая, где брать деньги, решили их брать у Международного валютного фонда (МВФ, — Ред.), а МВФ выделяет средства под свои условия. Нам приходят и говорят, что вы должны провести такие-то реформы в такие-то сроки, потому что это сработало в Эквадоре и Панаме, в центральной Африке или Индии. Но при этом не понимают, что вырывать эту реформу и насаживать, как картошку — нельзя. Это и привело к таким последствиям.
- Ранее вы заявляли, что Украину ждет диктатура и это неизбежно. Почему так считаете?
- Любые революционные потрясения приводят к тем или иным вариантам диктатуры. Правда, Сталина и Ленина не стоит ждать. Такие титаны рождаются не часто. События, которые происходят в Украине, приводят к власти диктаторов карикатурного типа, которых мы наблюдали в Латинской Америке или Африке. Хотя и сейчас в Украине нет особой демократии.
Хочу привести в пример Францию. С 1954 года по 1962 год эта страна вела точно такие же действия в Алжире: у них было свое АТО. Они не называли эти действия войной, а Операцией по наведению конституционного порядка. По разным данным, в этой бойне погибли от 200 тысяч до миллиона человек. При этом Франция не вводила цензуру, там не было падения экономических показателей, наоборот – наблюдался рост социальных показателей. Причина – в стране был лидер. Когда Шарль де Голь увидел, что ситуация зашла в тупик, он нашел в себе силы сесть за стол переговоров с лидерами сепаратистов. В марте 1962 года они пожали друг другу руки и решили, что необходимо провести референдум, чтобы народ решил: оставаться ли Алжиру в составе Франции или нет. Это было мудрым решением.
- По вашему мнению, Крым для Украины потерян навсегда. Может ли ситуация измениться, если в России произойдет смена власти?
- Вряд ли в ближайшее время в России к власти придут либералы. Если сменится власть, то после Путина придет еще более жесткий политик. А может и вообще некая хунта. Да и не надо себя тешить относительно либерализма Навального (российских оппозиционер Алексей Навальный, — Ред.): никто Крым отдавать добровольно не будет.
Нужно также отметить, что Крым, хоть и имел огромное значение для Украины, оставался глубоко совковым. Финансировался по остаточному принципу. О нем вспоминали только тогда, года очередной президент ехал в очередной раз отдыхать, либо во время выборов. Поэтому, если Россия завтра будет колоться и распадаться, то Крым станет крымскотатарской автономией, но в состав Украины и не вернется.
- Еще в 2007 году вы предсказали, что в Украине будет три автономии: Крым, Галичина и Донбасс, но в составе единого государства. Как теперь оцениваете такие перспективы?
- Это вполне возможно. Мы видим, что у нас на глазах Галичина пытается задать тон всей Украине. Наибольшие сепаратистские настроения в Украине относительно галичан продуцирует мэр Львова Андрей Садовой: чем больше мусора он будет возить по Украине, тем скорее Украина потребует отделить Галичину большой колючей проволокой от остальной территории.
- Уже в апреле истекает годичной срок утверждения парламентом программы правительства Владимира Гройсмана. После чего у Рады появляется возможность отправить его в отставку, выразив вотум недоверия. Удастся ли премьеру сохранить свое кресло? Если же нет, то не приведет ли это к очередному политическому кризису в Украине?
- Да, это возможно, но есть хитрость: вопрос об отставке возникнет не раньше, чем в середине мая. 15 апреля, когда Кабмину Гройсмана будет год, выпадает в субботу, накануне Пасхи. Парламент уходит снова на каникулы и только 16 мая соберется. Не раньше 16 мая будет заслушан отчет правительства. За это время у нас будет куча праздников: "Евровидение", и так дальше. Всем будет не до Кабмина. Для Порошенко тоже будет момент истины. Ему может нравиться или не нравиться Гройсман, у них очень неровные отношения. Но он должен понимать, что в случае его отставки, получит откровенного ставленника Данилюка или кого-нибудь из ястребов, которые будут это использовать в своих целях.
- Ранее вы прогнозировали, что президент Украины Петр Порошенко не досидит в своем кресле до конца пятилетнего президентского срока. Есть ли такие предпосылки?
- Это вполне вероятно. Кроме этого в Администрации президента уже есть план-проект проведения досрочных президентских выборов. Там понимают, что окно возможностей для Порошенко закрывается в сентябре-октябре этого года.
- Представляет ли угрозу позициям президента Украины Юлия Тимошенко, ведь в последнее время у нее значительно повысился рейтинг?
- Да, она является наиболее рейтинговым политиком сегодня в Украине. Президент должен с этим считаться. Если бы выборы состоялись сегодня, то Порошенко проиграл бы Тимошенко во втором туре.
- "Практически во всем, в чем сейчас обвиняют Надежду Савченко, в начале 40-х годов XX века обвиняли Степана Бандера" — эти слова принадлежат вам. Как считаете, есть ли у нее политическое будущее?
- Она не политик, волею судьбы и политтехнологов она им стала. Но я не вижу у нее желания развиваться. Она замерла в своем образе. Перестала быть интересной электорату, она не продуцирует новых идей. Ее эпатаж на грани фола многим поднадоел.
- Возможны ли в Украине досрочные выборы в парламент уже в этом году?
- Да, это вполне вероятно. Роспуск парламента – не обязанность президента, даже если нет коалиции, он может констатировать, что ее нет. Когда же коалиция на троих будет, то ситуация спасается. Но тогда необходимо сформировать новое правительство.
Новости партнеров
Новости