Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Такое мнение в интервью изданию "Комментарии" высказал Генеральный директор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.
Также он рассказал о том, что даст украинским автомобилистам соглашение о ЗСТ с Канадой, кому выгодна дорогая растаможка авто в Украине и почему не стоит покупать машину по генеральной доверенности.
- С 1 августа вступило в силу соглашение о Зоне свободной торговли между Украиной и Канадой, а в список продукции, которая будет завозиться в льготном режиме, попали и машины. Что это даст украинским потребителям?
- Любое снижение налогов всегда позитивно и это ориентирует бизнес искать более выгодные пути: рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Я приведу пример: в 2015 году в Украину было завезено всего лишь около 200 электрокаров. Потом нам удалось пролоббировать нулевую пошлину на импорт электрокаров в начале 2016 года. И сразу же бизнес отреагировал: только за прошлый год в Украину было завезено 2346 электрокаров. То есть импорт вырос более чем в 10 раз. Или вот еще один пример: если будет выгодно ввозить автомобили из Канады, экономя 10% пошлины, то бизнес, может, и не сразу, но отреагирует. В любом случае это позитивно. Любое снижение налогов позволяет удешевить автомобили для рядовых украинцев.
- Государственная фискальная служба Украины недавно сообщила, что более 63,9 тысячи машин с иностранной регистрацией находятся в Украине незаконно. Сколько всего, по данным ВААИД, украинскими дорогами колесят таких авто?
- 63 тысячи, у нас данные совпадают. У меня нет повода сомневаться в них. Налоговой нет смысла занижать, или завышать цифру ввезенных в Украину автомобилей с нарушением таможенного законодательства. А вот люди, которые заинтересованы продавать эти авто украинцам, брать деньги за свои услуги, заявляют о том, что таких автомобилей в стране около 10 миллионов. В Украине всего 6 миллионов авто. Как может быть в стране 10 миллионов машин на иностранной регистрации?! Проехать было бы невозможно. Озвучивалась цифра в 2,5 миллиона, но, если бы такое количество авто ездили дорогами Украины на иностранной регистрации, мы бы с вами это заметили. Эта цифра сознательно завышается заинтересованными лицами, чтобы осуществить давление на власть с целью легализации таких машин в Украине. Это инструмент запугивания: мол, нас не 63 тысячи, а — 2,5 миллиона, бойтесь нас, власть скинем. Но у меня нет причин не верить данным МВД, которые свидетельствуют о том, что в самой большой акции протеста владельцев автомобилей с иностранными номерами приняли участие 813 человек. Где же 2,5 миллиона людей, 2,5 миллиона машин!? Я понимаю, когда воруется бюджет: получили 10 миллиардов долларов кредита МВФ, а нам сказали, что 5 миллиардов, потому что 5 миллиардов своровали, и здесь есть выгода. Но в этом же случае скрывать информацию не имеет смысла.
- Какие существуют схемы ввоза подержанных авто на еврономерах в Украину?
- Существует лишь одна схема. На самом деле все автомобили завозятся в Украину легально. Потому что украинское законодательство позволяет заезжать транзитом на 5-10 дней украинцу и иностранцу – на год. Поэтому, могу с уверенностью сказать, что 100% автомобилей на иностранных номерах заезжают в Украину легально. Но дальше иностранец не имеет права передавать управление украинцу и здесь уже все происходит нелегально. Есть еще один момент: украинец должен выехать в течение 5-10 дней из страны, если он не выезжает, то такой автомобиль находится в Украине нелегально. Иностранец, вот этот "верблюд", формально имеет право заехать, другое дело, что у нас существует презумпция невиновности. Как мы можем обвинять в чем-то таможенника? Он видит литовского полупьяного бомжа, которого вытащили из машины и сказали: "Оформляйте, это он водит машину", и формально обязан его оформить. Ведь нигде не сказано, что человек, от которого разит как от помойки, не имеет права ввозить машину. Он же не за рулем, а — на пассажирском сидении. И таможенник не обязан контролировать, что этого литовца вывезли на расстояние 100 метров от таможенной зоны и обратно вернули в Литву, а машину забрал украинец. Именно на этом зарабатывают бизнесмены, но используют они вполне законную схему ввоза автомобилей. Иностранец так может ввозить автомобиль, но украинец не имеет права передвигаться на ввезенном иностранцем автомобиле по стране.
- Бороться с владельцами машин с иностранными номерами, или, как их называют, "бляхами" начали еще с 2016 года: налоговики с полицейскими устраивали рейды и выписывали штрафы. Владельцы таких авто регулярно устраивают акции протеста, блокируют пункты пропуска на границе и пикетируют Верховную Раду с требованием легализировать нерастаможенные авто. Насколько их требования справедливы?
- Например, вы любите платья, и вы ввезли контейнер платьев для себя, а потом потребовали бы их легализировать. Как вы думаете, это будет справедливо? С вашей стороны – справедливо. Хотя ваши подружки должны были свои платья растамаживать. Например, вы будете добиваться, лоббировать отмену какого-то налога, который считаете несправедливым. Только за последние семь лет я совместно с коллегами добился отмены грабительского утилизационного сбора, сбора за первую регистрацию, спецпошлины, импортного сбора, 13% надбавку к импортной пошлине и других. Мы это сделали не для себя или для своих друзей, а для всех украинцев. Я считаю, что справедливо отменять налоги, налоги большие, для всех украинцев.
Но справедливо ли отменять налоги для части украинцев? У нас же есть Конституция. Это дискриминация: если я езжу на украинских номерах, то я должен платить налоги, а если на иностранных – нет. Пусть тогда народные депутаты отменят налоги для автомобилей с иностранной регистрацией, но вернут уплаченные налоги украинцам, которые растаможили свои авто.
- Если требования владельцев машин на еврономерах будут удовлетворены, то насколько обвалится рынок новых авто в Украине и как изменятся цены на рынке подержанных машин?
- Почему должен обвалиться рынок новых автомобилей? Я не вижу связи. Кроме этого, владельцы авто на иностранных номерах особо за свои права не боролись. Хоть бы одно письмо написали к органам власти с просьбой навести порядок в этой сфере, хоть бы какой-то законопроект предложили. Но ничего этого не было. Касаемо же рынка новых автомобилей, то есть люди, которые просто хотят ездить на нормальных машинах. Так в 2015 году было продано 46 тысяч новых авто, а в 2016 году – 65 тысяч таких машин. В этом году будет продано, по моим прогнозам, не меньше 80 – 90 тысяч автомобилей. Если допустить, что в Украину было завезено около 2,5 миллиона машин с иностранной регистрацией, то почему же рынок новых авто в Украине не обвалился, если он должен был обвалиться? Есть свои покупатели на новые машины. Если человек хочет ездить законопослушно, то кто-то покупает новый автомобиль, а кто-то привозит подержанную машину и растамаживает ее.
Например, если убрать охрану с ювелирных магазинов, насколько упадет продажа новых ювелирных изделий? Кто-то пойдет грабить, а кто-то все равно будет покупать.
Если говорить о ценах на подержанные авто, то они формируются исходя из стоимости труда в той или иной стране плюс налоги. Немцы говорят, что они не такие богатые, чтобы ездить на старых машинах. Ведь в Германии, чем старше машина, тем больше ты платишь на нее налоги, экологический сбор, выше стоимость страховки. Немцам это не выгодно. У нас таких налогов нет, но недавно министр экологии и природных ресурсов Остап Семерак предложил существенно повысить ставки экологического налога. Если в Украине будет введен экологический сбор, такой как в Европе, то на старых машинах будет дорого ездить. Когда люди говорят, что мы хотим в Украине цены на подержанные машины как в Германии, то такой эффект достигается с помощью налогов, там не выгодно ездить на старых авто и они очень дешевые.
Как только у нас зарплаты у людей будут расти, то подержанные машины начнут дешеветь. Выгоднее будет купить новую машину, чем ездить на подержанной и ремонтировать ее постоянно. Если оплата труда начнет падать, то авто будут дорожать. Правительство нам обещает рост доходов, значит, подержанные машины будут дешеветь. Это только с этим связано, а не с какими-то "бляхами", даже если их легализируют. Все это временное явление.
- С сентября в Литве изменились правила регистрации авто. Ранее нерезидентов-покупателей авто из Литвы можно было вписать в техпаспорт. Теперь же эта "лазейка" закрылась. Повлияет ли это как-то на эксплуатацию нерастаможенных машин в Украине?
- Формально это никак не повлияет на эксплуатацию таких автомобилей в Украине. Даже если у вас будет сто авто на литовской регистрации, и вы вписаны в техпаспорта, то, по закону, все равно не сможете ввезти эти машины на территорию страны более чем на 5-10 дней. Потому что вы резидент Украины. Есть закон, и он не зависит от того, кто вписан в техпаспорт. Все равно их будет ввозить "верблюд".
Когда мне депутаты говорят, что вот мы примем закон и эти машины легализуем, то я спрашиваю: задумывались ли вы над тем, как можно в Украине легализировать чужую собственность? И начинают рот открывать. Они даже не понимают, как ввозятся эти машины в Украину. Что украинцам эти авто не принадлежат, а являются собственностью литовских фирм. Есть отдельные люди, владельцы дорогих авто, которые не верят литовским фирмам. Если человек покупает "Porsche Cayenne", то он едет в Литву и оформит его на себя. А остальные где покупают? На метро "Житомирская" на базаре. И там же они оформляют техпаспорт.
Поэтому были люди, которые покупали дорогие автомобили и оформляли их на себя, хотя ввозили в Украину все равно через "верблюда". Но знали, что это их собственность, и они могли бы, в случае чего, их растаможить. Владельцев дорогих авто на литовской регистрации это коснется. Касаемо всех остальных, то эти машины им не принадлежат. Те же люди, которые были владельцами этих авто до сентября, в случае чего, могут их оформить, легализовать, если депутаты что-то примут. Или просто растаможить, если захотят.
Остальные же владельцы машин на литовских "бляхах", даже на учет не смогут поставить свое авто, ведь эти авто принадлежат литовским фирмам. Чтобы поставить на учет такой автомобиль необходимо будет поехать в Литву, иметь там своего представителя в фирме, съездить с ним к литовскому нотариусу, заплатить ему деньги. Нотариус оформит договор купли-продажи. Литовская фирма должна будет заплатить таможенные налоги, потом необходимо пройти техосмотр и приехать на машине в Украину. И только тогда, на основании договора купли-продажи, можно доказать, что это твоя собственность и ее легализовать. Как вы думаете, много ли литовских фирм, когда они уже содрали с украинца этих 1400 евро, захотят пойти на это, понести затраты? Может, конечно, и попадется кто-то порядочный, но большинство фирм вы там просто не найдете.
- В Украине существует длительная и дорогая процедура растамаживания авто, почему в европейских странах все проходит быстрее, дешевле? Можно ли сделать эту процедуру и у нас такой?
- Это не совсем соответствует действительности. Да, у нас дорогая растаможка, но она дешевле, чем в некоторых странах Европы. Лично я хочу такую растаможку, как в США: НДС – нет, акциза – нет, пошлина, в зависимости от штата, составляет 3%-3,5% от стоимости авто. В Украине – 7% пошлина, НДС – 20%, и для машин с небольшим объемом двигателей – 1% — 1,5%. Итого 27%-28%. В Польше вы должны уплатить: пошлину 10% от стоимости, акциз – около 3% (на объем до 2 литров) или 18,6% (свыше 2 литров), НДС -23% от суммы стоимости авто и пошлины с акцизом. В Дании при ввозе авто вы должны заплатить, кроме НДС и пошлин, регистрационный налог, если, например, иномарка стоит 100 тысяч датских крон, то вы должны заплатить 180% ее цены, если авто стоит менее 62 тысяч, то — 105%.
С учетом того, что у нас страна бедная, мы растаможку должны снижать. Ведь такая растаможка как в Дании рассчитана на обеспеченное население: каждый может купить "Mercedes", чтобы ими улицы не были уставлены, там такая дорогая растаможка. Чтобы люди пользовались общественным транспортом.
Поэтому, по моему мнению, у нас растаможка должна быть как в США. Я хочу этого, и я заинтересован как импортер. Ведь если я заплачу меньше налогов, то я смогу сделать цену машины меньше и больше украинцев смогут покупать авто. А мне выгодно их больше продавать. Когда мне говорят, что мы хотим такую растаможку, как в Европе, то я им отвечаю: "Не дай Бог!" Я, например, хочу, чтобы она у нас была меньше. Это из серии: "Я хочу, как в Европе". Просто лозунг, вбитый в голову.
Меня злит, когда люди, не читая Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, кричали, что мы хотим это соглашение. Оно не выгодно Украине. Я хочу нулевую пошлину на импортные автомобили, а в этом соглашении значится переходный период. Сейчас пошлина – 7%, потому что уже прошло три года, и только через семь лет пошлина станет нулевой. А я уже хочу нулевую пошлину.
- ВААИД внесла в Раду предложение отменить ввозные пошлины на все машины из Евросоюза прямо сейчас, не дожидаясь окончания семилетнего переходного периода. Как отнеслись в парламенте к этой инициативе, и сколько можно будет сэкономить, если ее поддержат депутаты?
- Недавно СМИ сообщили, что Венгрия инициирует пересмотр Соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом из-за нового закона об образовании. Выходит, государству можно вносить изменения. Но как только я предложил внести изменения и сделать нулевую пошлину уже, недалекие люди, которые есть в нашем парламенте, которые ходят в вышиванках и ездят на дорогих американских авто, начали кричать, что я агент Кремля и хочу разрушить соглашение. Мол, его ратифицировало 23 страны, никто не будет вносить изменения, что подобные предложения способны только разрушить наши отношения с ЕС. Мы должны потерпеть, мы должны мучиться. Значит, Венгрии можно вносить изменения, а нам – нельзя? Вы же сначала спросите: можно ли отменить эту пошлину, чтобы ваши автомобили лучше продавались у нас? Но как мы можем выдвигать какие-то условия ЕС? Как мы посмеем?! Слава Богу, ЕС с нами подписал это соглашение. Мы же так долго к этому шли! Может лет через триста нас возьмут в ЕС. Мы должны молчать. Но если это не выгодно, то почему мы должны молчать и с этим соглашаться?!
- В одном из своих интервью вы заявили, что схемы по везению в Украину нерастаможенных авто с иностранными номерами "крышуются" коррумпированными таможенниками, политиками и правоохранителями. Есть ли способ положить конец такому "бизнесу" в стране?
- Такой способ есть – необходимо снизить налоги и люди не будут идти на уход от их уплаты. Как говорят: заплатил налоги — спи спокойно. Люди не будут уходить от уплаты налогов, и не станут платить взятки налоговикам, правоохранителям и таможенникам. Как только снизят налоги – все коррупционеры останутся не у дел. Когда снизят налоги, украинцы смогут покупать автомобили, и никто не будет пользоваться "бляхами". Но этого не делают, потому что этот "бизнес" выгоден политикам, таможенникам и правоохранителям.
- Украину заполонили подержанные машины на иностранных номерах, владельцы которых не планируют заниматься их техобслуживанием, часто неадекватно ведут себя на дорогах и провоцируют ДТП. Сложно ли получить компенсацию причиненного ущерба непосредственно с водителя авто "на бляхах", ведь он, фактически, не является собственником автомобиля?
- Во-первых, не является собственником, во-вторых, так как он не является собственником, то никакой суд ничего не присудит. Ведь человек может сказать: я ничего не знаю, я езжу по доверенности.
Даже если этот автомобиль, например, на литовских номерах, застрахован, страховая компания не обязана проверять находится ли он на регистрации в Литве. Она выдает страховку и все. Но когда она будет выдавать страховое возмещение, то, по закону, страховка выплачивается на авто, которое зарегистрировано.
Согласно же ПДД Литвы, машина, которая полгода не застрахована в Литве и не выдана там Зеленая карта – снимается с регистрации, автомобиль, который не прошел техосмотр в Литве, тоже снимается с регистрации. Некоторые люди беспокоятся о том, чтобы машина не "слетела" с регистрации, выписывают себе все эти номера страховки, Зеленой карты, но большинство об этом не знают. А тот, кто купил машину возле метро "Житомирская" не знал, что нужно каждые полгода покупать Зеленую карту в Литве, а она тоже не дешевенькая, потом имеет проблемы. Если эта машина даже попытается въехать в Литву ее не пустят: номера недействительны, машина снята с регистрации.
- В Украине очень много автомобилей продается по так называемым генеральным доверенностям. Как минимизировать риски в случае такого приобретения?
- Сложность состоит в том, что украинцы почему-то верят не в законы, а в понятия.
Если ты купил автомобиль по генеральной доверенности – это не твоя машина. Мне отвечают: "Мол, я же деньги заплатил, значит моя". Ну и что, что деньги заплатил? Ты не являешься ее собственником! А если потом хозяин потребует вернуть автомобиль? "Но это же не по понятиям!" Даже если владелец оказался честным человеком, но умер, его наследники могут потребовать вернуть машину. Или, например, жена при разводе с владельцем машины потребует раздела имущества и отберет авто. Но даже если она окажется честной женщиной, собственник машины мог взять кредит в банке и не вернуть. Банк потребует арестовать его имущество. Для банка понятий не существует – у тебя машину заберут. "Но я ж деньги дал…"
Почему же ты не пошел и не оформил машину на себя? А мне сказали, что это дорого… Словом это мировая практика: история о Буратино и "Поле чудес".
- В 2014 году в Украине был зафиксирован рекордный обвал авторынка. Как обстоят дела на автомобильном рынке страны в текущем году: увеличились ли объемы реализации новых автомобилей и что происходит с ценами?
- Рост или падение цены в гривнях на машины зависит от курса доллара. А в долларах цена остается, в принципе, стабильной, и падает, ели импортеры меняют цены для Украины или в стране отменяют какой-то налог. Цены на новые автомобили в Украине имеют тенденцию падать. Например, в 2014 году отменили утилизационный сбор – цены упали, в 2016 году отменили импортный сбор и эти 5% исчезли со стоимости авто. Цены опять упали.
Люди не понимают, что в Украине нет украинских импортеров, есть только иностранные представительства заводов. Иностранные представительства заводов машины не покупают, они их выставляют на реализацию. Например, если я бы взял миллион гривен кредита, накупил машин, а потом курс взлетел – мне все равно. Я смогу вернуть миллион долларов кредита и еще смогу заработать. А когда завод отдает автомобили на реализацию, привязывается к курсу доллара. Потому что им нужно получить 10 тысяч долларов на налог. Если они не реализуют это авто, то увезут обратно.
- Авто каких марок украинцы чаще всего покупают и наблюдается ли рост интереса потребителей к автомобилям премиум-класса?
- Пока толстый худеет, худой – умрет. Если б в стране была стабильность, работала система кредитования, то объемы реализации автомобилей были бы больше. Раньше человек, который имел не очень большой доход, не покупал авто, а брал его в кредит и считал, что все будет хорошо, что он его выплатит. И люди покупали. Больше всего продавался средний ценовой сегмент: от 20 до 30 тысяч долларов. Сегодня кредитование практически на нуле и покупают, в основном, за наличные. Теперь продаются автомобили либо не дорогие, сейчас, например, в лидерах – "Renault", на которые люди накопили. Либо – "BMW" и "Mercedes". Ведь если богатый человек привык ездить на хороших авто, то он будет их покупать.
Если же говорить о лидерах продаж среди недорогих авто, то это "Renault", "Skoda", "Daewoo", "Kia".
- В прошлом году Всеукраинская ассоциация автоимпортеров и дилеров констатировала, что резкое падение цен на автомобили в РФ из-за девальвации российского рубля, наличие более 20 заводов международных автоконцернов в совокупности с экономическим кризисом приводит к росту импорта подержанных авто из РФ в Украину. Как обстоят дела в текущем году?
- Импорт вырос, хотя это уже и не так выгодно, как раньше. Но эти 23 автозавода не платят пошлину в России, кроме того, априори, цены на российском рынке ниже. И несмотря, что мы с Россией находимся в состоянии войны, эти автомобили завозятся.
Новости партнеров
Новости