Алан Эшлиман: Красный Крест оказывает помощь наиболее уязвимым категориям людей

В интервью изданию «КомментарииУА» председатель делегации МККК Алан Эшлиман рассказал о работе МККК в зоне АТО и о роли Красного Креста на Донбассе.

Также он рассказал о реализации нескольких инициатив Международного комитета Красного Креста, которые способствуют улучшению жизни гражданского населения, проживающего как на мирной территории Донбасса, так и оккупированной; о важной роли МККК в освобождении заложников в ОРДЛО и о том, что поможет эффективнее искать пропавших без вести в "ЛНР" и "ДНР".       

- Какова специфика работы Международного Комитета Красного Креста в зоне АТО?

- Международный комитет Красного Креста (МККК) работает в Украине в соответствии со стандартными рабочими процедурами, которые были согласованы со всеми сторонами конфликта, и на основании мандата, который сфокусирован на ситуациях вооруженных конфликтов. Преимущественно это предполагает работу в населенных пунктах, которые находятся непосредственно возле линии разграничения. Помимо главного офиса в Киеве, наша делегация в Украине имеет офисы в Северодонецке, Славянске, Мариуполе, Донецке, Луганске и Одессе, и наша работа заключается в помощи пострадавшим от конфликта на востоке Украины.

Мы предоставляем гуманитарную помощь не только в виде продуктовых и гигиенических наборов, но и в восстановлении жилья и инфраструктуры, помощи медицинским учреждениям, проведении тренингов по минной безопасности и международному гуманитарному праву, а также в посещении заключенных, оказавшихся в местах заключения в связи с конфликтом на Донбассе. Также мы занимаемся поиском пропавших без вести, и оказанием помощи органам судебно-медицинской экспертизы.

- Что самое сложное в деятельности Международного Комитета Красного Креста в Украине?

- Особенность конфликта на Донбассе в том, что он проходит в густонаселенной местности. И в результате огромное количество населения подвержено влиянию военных действий. Для оказания эффективной помощи МККК приходится заниматься ремонтом важных инфраструктурных объектов наряду с предоставлением адресной помощи пострадавшим. К примеру, нам редко приходится доставлять питьевую воду в то или иное село, гораздо чаще мы помогаем с ремонтом водопровода, который позволит восстановить водоснабжение для десятков, а то и сотен тысяч людей.

- Как вы оцениваете ситуацию в зоне конфликта на Донбассе, особенно в прифронтовых участках?

- Хотя можно сказать, что в целом уровень боевых действий уменьшился по сравнению с более ранним периодом конфликта, до сих пор нет постоянного перемирия, и гражданские лица, и объекты гражданской инфраструктуры, к сожалению, по-прежнему, иногда попадают под удар. Люди, живущие вдоль линии соприкосновения, истощены и надеются увидеть конец этому конфликту. Ситуация и трудности меняются в зависимости от того, насколько далеко город или село находятся от линии соприкосновения. Жизнь в тех местах, которые не подвергаются регулярным обстрелам, более или менее спокойная: тут работают предприятия, магазины и рынки. Другие важные проблемы включают поиск пропавших родственников и восстановление семейных связей.

- Ранее вы заявляли, что бюджет Международного Комитета Красного креста на услуги в Украине в этом году составил €56 млн. На что уже были потрачены средства, и на какие нужды планируете направить оставшуюся часть денег?

- Мы реализуем несколько проектов, как на подконтрольной, так и на неподконтрольной правительству Украины территории. За первое полугодие 2017 года мы раздали свыше 222 тысяч продуктовых и гигиенических наборов для 80 тысяч людей, проживающих в наиболее уязвимых населенных пунктах. Также мы оказали материальную помощь 14 тысячам людей. Мы считаем, что важно помогать людям, самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, это делает их самодостаточными, а также минимально оживить экономику населенного пункта, где они проживают.

К примеру, мы раздали более 530 тонн корма для животных и предоставили материалы для обустройства теплиц. Мы доставили свыше 288 тысяч литров питьевой воды, а также передали химреагенты для предприятий "Вода Донбасса" и "Попаснянский водоканал", в результате чего 575 тысяч человек получили доступ к чистой воде. 111 больниц и центров первичной медико-санитарной помощи получили от нас различные материалы для лечения хронических неинфекционных заболеваний. Тем, чьё жилье было разрушено в результате конфликта, мы предоставляем строительные и кровельные материалы для ремонта.

За первые полгода мы оказали подобного рода помощь свыше 23 тысячам людей, которые проживают в 43 населенных пунктах по обе стороны от линии разграничения. Важно отметить, что мы стараемся нанимать ремонтные бригады в том же районе, где проходят восстановительные работы, давая заработок местным жителям. Мы поддерживаем работу 9 моргов, предоставляя им специальное оборудование, цифровую аппаратуру и холодильники, мешки для тел. Помимо этого, проводим семинары по судебно-медицинской экспертизе, по минной безопасности, оказанию первой медицинской помощи. Также мы предоставляем психосоциальную поддержку, помогая людям, которые живут вдоль линии разграничения, справляться со стрессом.

- Как обстоят дела с обеспечением безопасности сотрудников МККК, работающих в зоне конфликта? Препятствуют ли их работе представители незаконных вооруженных формирований?

- Большой опыт работы в зонах конфликтов МККК, позволил разработать правила поведения, которым наши сотрудники следуют во время своей работы. 2 октября мы почтили память нашего сотрудника Лорана Дюпаскье, погибшего три года назад в Донецке от разрыва снаряда. На данный момент, это наш единственный фатальный случай в Украине и мы, конечно же, надеемся, что так останется и впредь. Прежде, чем выехать в определенный город или село, расположенный возле линии соприкосновения, мы информируем об этом все стороны конфликта. Только после того, как мы не получаем негативного ответа по поводу запланированного, а, следовательно, получаем заверение, что это не опасно, наши сотрудники выезжают для выполнения своей гуманитарной миссии.

- Как относитесь к инициативе о введении миротворческой миссии ООН на Донбассе?  Может ли это улучшить ситуацию с обеспечением безопасности для сотрудников МККК?

- Как независимая и нейтральная гуманитарная организация, МККК воздерживается от комментирования и внесения каких бы то ни было предложений по поводу возможной миротворческой миссии ООН на востоке Украины. Это вопрос лежит в политической плоскости. Но, в то же время, мы тесно работаем с людьми, проживающими в зоне конфликта. И потому мы будем приветствовать любые меры, которые смогут снизить накал конфликта в интересах гражданского населения или улучшат гуманитарную ситуацию на Донбассе. Мы также всячески поддерживаем любые инициативы, которые приведут к всеобъемлющему соблюдению международного гуманитарного права в зоне конфликта.

- Очень часто проблемам в "серой зоне" уделяется меньше внимания. Какая специфика работы на этих территориях, какие здесь гуманитарные потребности?

- Тут наиболее тяжелая обстановка, так как люди, живущие в селах так называемой "серой зоны", часто лишены возможности не только заработка, но и базовых вещей, необходимых для выживания. Там часто не работают магазины, остановлены все предприятия, не всегда есть доступ к базовым услугам, а школа или ФАП иногда являются единственными учреждениями, которые продолжают работать. В целом, люди стараются выезжать из таких сел. Тем, кто остается, - некуда выехать. И, как правило, это представители наиболее уязвимых категорий населения – старики, женщины с детьми, и т.д. Мы всегда сосредоточены на оказании помощи наиболее уязвимым в результате вооруженного конфликта.

- Существуют ли какие-то проблемы с доставкой гуманитарных грузов в прифронтовые районы Донбасса?

- Периодически мы не можем попасть в то или иное село из-за отсутствия гарантий безопасности или из-за того, что нам дают "зеленый свет". Я также хотел бы подчеркнуть важность обеспечения безопасности ключевых объектов инфраструктуры. Речь идет о водонапорных станциях, водо- и газопроводах, а также генераторных станциях, больницах и других объектах, от бесперебойной работы которых зависит жизнь сотен тысяч людей.

Поэтому МККК в прошлом году предложил создать 5 "зон безопасности" вокруг объектов критической инфраструктуры, которые бы обезопасили их от обстрелов. Пока стороны предварительно договорились о создании двух таких зон. Мы надеемся, что эти зоны будут основательно реализованы, вместе с тем обнадеживает относительное улучшение в соблюдении прекращения огня. Мы надеемся, что количество "зон безопасности" будет только увеличиваться.

- Продолжает ли МККК предоставлять помощь временно перемещенным лицам на территории Украины? Если да, то в чем эта помощь заключается?

- МККК оказывает помощь наиболее уязвимым категориям людей на Донбассе по обе стороны от линии соприкосновения. Некоторые из них – внутренне перемещенные лица. Мы также помогаем ВПО в населённых пунктах, которые отдалены от линии контакта, такие как Одесса и Донецк. В числе основных направлений помощь, которую МККК оказывает временно перемещенным лицам, - восстановление семейных связей и помощь в поиске пропавших без вести родственников.

- По информации Министерства внутренних дел Украины, с начала вооруженного конфликта на востоке Украины пропали без вести более тысячи человек. Что делает МККК для того, чтобы выяснить их судьбу?

- К сожалению, сегодня нет какого-то единого источника информации, в котором была бы собрана вся информация о пропавших без вести. По нашим оценкам, более 1500 человек могли пропасть без вести в результате конфликта. У нас зарегистрировано около 650 дел, это те случаи, когда близкие родственники пропавшего без вести пришли к нам и открыли дело о поиске. С другой стороны, мы знаем, что по обе стороны от линии конфликта в моргах находится несколько сотен не идентифицированных тел, многие из этих людей числятся пропавшими без вести. МККК помогает как в сборе информации о пропавших без вести, так и в идентификации останков погибших. Мы предлагаем создать единый реестр пропавших без вести, который аккумулировал бы информацию. Мы предлагаем свое посредничество в этом процессе, но сначала на него должны согласиться заинтересованные стороны.

- Участвует ли МККК в процессе обмена пленными?

- Наша роль в одновременном освобождении и передаче заключенных где угодно в мире заключается в функции нейтрального наблюдателя. Задача представителей МККК – удостовериться в свободном желании заключенного быть переданным, а также в том, что его состояние здоровья позволяет совершить подобную операцию. Последний раз мы участвовали в операции по одновременному освобождению и передаче заключенных в декабре 2016 года.

Во время визита президента Маурера в Украину в марте текущего года он заявил, что удалось достигнуть договоренностей с "властями" "ДНР" и "ЛНР" о том, что представители МККК получат доступ к незаконно удерживаемым людям на тех территориях. Есть ли у вас возможность посещать пленных украинцев в тюрьмах ОРДЛО? В каких условиях они содержатся, получают ли необходимую медицинскую помощь?

Действительно, после визита президента МККК Питера Маурера в Украину и его встреч с представителями местных структур в Донецке и Луганске была дискуссия по поводу доступа наших представителей к задержанным в связи с конфликтом на территориях, неподконтрольных властям Украины, и мы очень надеялись, что такой доступ будет предоставлен очень скоро. Однако на сегодня у нас не было возможности посетить места заключения в соответствии с международными процедурами и методами работы МККК.

- В прошлом году разгорелся коррупционный скандал вокруг киевской ячейки Общества Красного Креста в Украине. Фиксировались еще какие-то коррупционные преступления, совершенные работниками ОКК в Украине? Как оцениваете борьбу с коррупцией внутри организации?

Тут необходимо отметить, что МККК и Общество Красного Креста Украины – это две разные организации, независимы друг от друга; вместе с тем обе организации являются частью Международного движения красного креста и красного полумесяца и должны придерживаться одинаковых принципов. Наша делегация в Украине решает проблемы, связанные с конфликтом на востоке страны, в то время как национальное общество работает по всей территории Украины и имеет широкий спектр задач. Мы тесно работаем с ОККУ и помогаем им укреплять внутренний потенциал и преодолевать репутационный кризис, который затронул их в прошлом году.

- Как происходит отбор представителей КК на местах (на примере г.Киева)?

- На сегодня около 500 человек – более 400 украинцев и 90 иностранных сотрудников – работают во всех офисах украинской делегации МККК, и мы постоянно нанимаем новых сотрудников. Все конкурсы на имеющиеся вакансии прозрачны, они публикуются на соответствующих сайтах. При наборе сотрудников для нас в первую очередь важно, чтобы соискатель имел те же ценности и придерживался тех, же принципов, что и МККК. Мы уделяем особое внимание тому, чтобы они не были вовлечены в политическую деятельность.