Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
К: Вы были назначены послом Франции в Украине в 2015 году, еще при Президенте Франсуа Олланде. Изменился ли тренд взаимоотношений Франция-Украина, после избрания президентом Эммануэля Макрона?
Если избрание Эммануэля Макрона на пост Президента Французской республики, 7 мая 2017 года, повлекло несомненное обновление французского политического пейзажа, во внешней политике он предпочел следовать курсу своих предшественников. Ценности, которые Франция отстаивает, и которые являются базовыми в ее политической и дипломатической деятельности, остаются прежними. Однако есть желание Президента придать двусторонним отношениям с Украиной новую динамику и оживить процесс мирного урегулирования конфликта на Донбассе. Встреча Президента Франции с Петром Порошенко, которая состоялась всего через несколько недель после его избрания — яркое тому свидетельство.
К: Европейский комиссар по вопросам европейской политики соседства Йоханнес Хан считает, что у Украины есть только год на проведение ключевых реформ. Разделяете ли вы это мнение? Также вы заверяли, что Франция поддерживает нашу страну на пути реформ. Вчемзаключаетсяэтаподдержка?
Украина начала очень амбициозную программу реформ, и вполне естественно, что для ее реализации требуется время, как это имеет место при внедрении всех важных реформ. Фундаментальные изменения были проведены, и уже видны некоторые результаты. Однако реформы, которые позволят Украине развиваться быстрее, такие как создание антикоррупционного суда или судебная реформа, еще предстоит осуществить.
Мы прекрасно осознаем трудности, которые Украина вынуждена преодолевать в рамках этого длительного процесса, и поэтому оказываем ей всю возможную поддержку в формате европейского сотрудничества, а также на двусторонней основе.
Напомню, что Франция является вторым по величине донором в структуре европейской помощи Украине, ее взнос составляет примерно 16,7% общего бюджета (т.е. около 197 млн. евро). К этому следует добавить вклад Франции в различных секторах сотрудничества: судопроизводство, разминирование, децентрализация, государственное управление, возобновляемые источники энергии, городские службы ...
Приведу пример европейской программы "Поддержка реформ в области правосудия Украины", в рамках которой французский оператор "Justice Coopération Internationale" работает вместе с польскими, немецкими и литовскими партнерами над повышением эффективности судебной системы. Недавно был запущен еще один европейский проект, в котором важная роль отводится французскому агентству "Expertise France" — Twinning проект по обнаружению и ранней помощи детям-инвалидам.
К: Ранее вы заявляли, что введение безвизового режима с ЕС является угрозой для властей Украины. Почему так считаете?
Я не уверена, что высказывалась именно так.
Введение безвизового режима для украинских граждан стало прекрасной новостью. Это — результат реформ, проведенных с момента Революции достоинства, один из конкретных шагов со стороны Европейского Союза в ответ на чаяния украинцев. Упрощенные условия для поездок в Европу будут способствовать развитию разнообразных связей.
В то же время, Украина вынуждена решать уже известную проблему, которая обострилась в последние годы: отъезд значительной части ее населения, который может повлечь за собой последствия экономического и социального характера.
К: Сейчас в Евросоюзе происходит некое переосмысление сути существования этой организации. Есть ли в ней место для Украины? Как официальный Париж относится к перспективе нашего вступления в Евросоюз?
Европейский Союз сегодня вынужден противостоять многочисленным вызовам, в частности внутреннего характера. В этих условиях мне представляется проблематичным рассматривать возможность вступления новых членов, по крайней мере до того, как ЕС укрепит основы, на которых он зиждется.
Вместе с тем Европейский Союз выступает за дальнейшее развитие и углубление отношений с рядом своих партнеров, в числе которых Украина. Именно в таком духе сближения и дружбы было подписано Соглашение об ассоциации между Европейским Союзом и Украиной, которое вступило в силу 1 сентября этого года. Это Соглашение открывает перед нами разнообразные перспективы сотрудничества и дает Украине шанс воспользоваться этими многочисленными возможностями. Однако, чем дольше будет затягиваться ожидание ключевых реформ в стране, тем сложнее будет реализация Соглашения об ассоциации. Понятно, что с точки зрения медиа-посылов говорить о необходимости выполнения этого Соглашения менее привлекательно, нежели о вступлении в ЕС. Но, уверяю вас, Украина может извлечь огромную выгоду, работая на его внедрение в жизнь.
К: Можете прокомментировать, почему для беженцев из более бедных стран, нежели Украина, двери Европы открыты, а для украинцев – нет; беженцев со стран Африки принимают, а украинцев, которые и не с пустыми руками приезжают – нет?
Советую вам обратиться к цифрам, характеризующим число украинцев, которые из года в год покидают Украину в направлении Европейского Союза, что создает реальные проблемы с набором персонала для компаний, работающих в стране. Таким образом, вряд ли можно говорить о том, что двери Европы закрыты для украинцев!
К: Brexit приведет к перераспределению финансовой нагрузки на другие страны, готова ли Франция нести дополнительные затраты? Еще одним вызовом для Евросоюза является долговой кризис в Греции. Допускаете ли, что ЕС себя изжил, и реалии требуют иных форм интеграции, например, единая Европа с единым правительством?
Вопрос Brexit будет рассматриваться в рамках переговоров с Объединенным Королевством, и на сегодня у меня не будет комментариев на этот счет.
На мой взгляд, скорей наоборот, внутренние потрясения, которые переживает Евросоюз, дают возможность переосмыслить Европу. В этой связи, в своей речи, провозглашенной в большом амфитеатре Парижского университета Сорбонны, в сентябре этого года, Президент Республики предложил ряд мер по переустройству Союза. Они заключаются, в частности, в углублении механизмов сотрудничества по ключевым вопросам, таким как экологический переход, валютный и промышленный суверенитет, миграционная проблематика, политика в области развития, цифрового перехода и безопасности.
Нам предстоит провести глубокий анализ всех аспектов жизнедеятельности Европы, при этом все соглашаются с тем, что необходимо перезапустить машину. В рамках такого подхода возникает необходимость пересмотреть ее механизмы и, может быть, рассматривать перспективу "Европы разных скоростей". Как об этом вновь заявил Президент Республики, Европа должна оставаться суверенной, объединенной и демократической.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Элиав Белоцерковски: Соглашение о Зоне свободной торговли повысит интерес израильского бизнеса к Украине
К: Как относится Германия – главный конкурент Франции в ЕС, к политике сближения и поддержке Францией действий президента США Дональда Трампа, например, по выходу из Парижского протокола о климате?
Было бы неуместно для меня высказываться от имени Германии, главного партнера Франции в Европейском Союзе. Оставлю вам возможность адресовать вопрос ее представителям.
В том, что касается меня, могу подтвердить значение, которое мы по-прежнему придаем Парижскому соглашению, важнейшей цели для Франции, но также и для всей планеты. Что может быть важнее, нежели состояние, в котором мы оставим мир нашим детям?
12 декабря, два года после введения в действие соглашения, Франция проводит новую встречу высокого уровня, "промежуточный саммит", который ставит целью определить проекты и поддержать новые инициативы по борьбе с глобальным потеплением. Он станет возможностью для всех обратить внимание на конкретные аспекты нашего общего дела, поскольку в числе прочих будут рассматриваться и финансовые аспекты.
Франция всецело задействована в разрешение экологической проблематики: Президент Республики, в рамках недавней сессии Генеральной Ассамблеи ООН, выступил с инициативой Всемирного пакта по защите окружающей среды, который является результатом работы международных экспертов. После двух международных пактов, принятых ООН в 1966 году, речь идет о новом фундаментальном документе, имеющем — и это следует подчеркнуть — юридически обязывающий характер.
Посредством подобных инструментов, а также благодаря поддержке со стороны глав государств и правительств со всего мира, мы бесспорно продвигаемся в правильном направлении.
К: Антироссийские санкции и ответные ограничения РФ обусловили существенный экономический ущерб для Евросоюза. Так председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер призвал ЕС срочно определиться с ответными мерами, если новые санкции США затронут интересы европейских энергетических и других компаний. Допускаете ли, что Евросоюз может частично или вовсе отменить ограничительные меры против РФ?
Американские санкции, на которые вы ссылаетесь, были приняты без какой-либо реальной дискуссии и без учета различных интересов, поэтому Жан-Клод Юнкер выразил свою обеспокоенность. Тем не менее, сохранение европейских санкций против России не ставится под сомнение. Возобновление санкций было единогласно принято, что свидетельствует о единстве государств-членов Европейского Cоюза по этому вопросу.
К: Президент Украины Петр Порошенко одобрил восстановление курса Украины на членство в НАТО. Сможет ли Украина стать членом Альянса или все же она должна сохранять внеблоковый статус?
Мы всегда придерживались следующей линии: вступление Украины в Альянс, как, впрочем, и в другие структуры и организации, является суверенным выбором. Франция приветствует стремление Украины приблизиться к стандартам НАТО. В этом отношении ключевыми элементами являются гражданский контроль над вооруженными силами и структурные реформы, направленные на внедрение демократических принципов во всех аспектах оборонной сферы. Коллегиальное решение относительно присоединения Украины будет принято, когда придет время, всеми членами Альянса. Франция всецело отыграет свою роль в этом процессе, значение которого для нас очевидно.
К: Так называемый "план Маршалла" для Украины будет представлен в ноябре на саммите Восточного партнерства в Брюсселе. Готова ли Франция поддержать эту инициативу?
Лично я каждый день отмечаю для себя, насколько Украина — богатая страна, уникальная и удивительная. Разнообразие ее культуры, талант ее женщин и мужчин, а также многочисленные надежды, порожденные Революцией достоинства, убеждают меня в том, что Украина — страна будущего. Как я уже говорила, Франция полностью поддерживает Украину в ее усилиях по модернизации и развитию. И она не одинока в этом, поскольку Украина пользуется поддержкой всего международного сообщества и международных финансовых институтов. Как вам известно, финансовая поддержка Европейского Союза Украине уже очень значительна и позволяет реализовывать проекты в различных областях. На самом деле, значительная часть средств, выделенных Украине, остается неиспользованной. То есть проблема для нее не в том, как получить еще больше, а в том, как создать условия для использования уже имеющихся средств.
Новости партнеров
Новости