УКРАИНА

Интервью

Сергей Тупальский: таможня без коррупции. Часть 1

Тупальский таможня

В эксклюзивном интервью с Сергеем Тупальским на КомментарииУА о схемах на таможне, коррупции и высоких покровителях.

В СМИ не утихают слухи о коррупции на таможне, о возможной причастности к «серым» схемам начальника Киевской региональной таможни Сергея Тупальского и о его высоких покровителях. Но что происходит на самом деле?

- Почему, по Вашему мнению, 70% всего импорта проходит таможенную очистку именно на Киевской городской таможне?

Сразу скажу: 70% - это неверный показатель. Да, Киевская городская таможня – самая большая таможня из всех таможен Украины, мы даем в госбюджет около 15% всех поступлений от таможен страны. Но если говорить только об импорте, то через нас сегодня проходит всего около 22%-25% импорта. А если смотреть в разрезе групп товаров, то показатели будут существенно отличаться.

Например, автотранспорта через нашу таможню проходит больше, потому что, в основном, офисы крупных автодилеров находятся в Киеве.

Если говорить об импорте китайской продукции, товаров широкого потребления, то в сравнении с 4 другими самыми большими таможнями нашей страны, показатели следующие:

Таможня/оформлено контейнеров за период

Киевская городская

Одесса

Днепр

Киевская областная

Ноябрь 2017

1200

1500

500

660

Декабрь 2017

1300

1700

500

750

Т.е. к нам зашло только 35% контейнеров от количества контейнеров, которые были оформлены на 4-х самых больших таможнях Украины.

 

- Почему субъекты ВЭД больше всего едут в Киев?

Объективная причина – это тот факт, что в столице сконцентрированы крупные компании-импортеры, представительства международных корпораций, просто головные офисы крупных украинских компаний, которые, в т.ч. импортируют какую-то продукцию или оборудование, которое необходимо им для текущей деятельности. Например, те же мобильные операторы.

Второй важный фактор, субъективная причина – это высокий уровень доверия коллективу Киевской городской таможни ГФС со стороны бизнеса. Бизнес знает, что здесь все будет по закону. И даже в случае каких-то проблем с грузом, мы будем стараться помочь, объяснить какую-то норму закона, растолковать какой-то порядок. Т.е. мы строим свою работу с позиции, в первую очередь, предоставления сервисов.

Следствием такого подхода стало то, что если в 2016 году у нас было более 70 жалоб на работу сотрудников, то в 2017 – их 0. Ни одного обращения на «Пульс» по работе Киевской городской таможни.

Почему все едут в Киев? – Потому что тут просто: если ты готов, если ты уверен в своих документах, в своем грузе и придерживаешься всех нормативно-правовых актов, которые регулирую ВЭД, пожалуйста, приезжай в Киев. Нам нужны такой бизнес и такие люди, я неоднократно заявлял об этом и даже затягивал некоторых к нам.

Конечно же, предприниматели делятся между собой впечатлениями от работы с коллективом Киевской городской таможни. И когда бизнес ищет понятные правила работы таможни, он едет к нам.

В результате, в 2016 году у нас было 11 тысяч субъектов ВЭД, на конец 2017 года мы увеличили показатели до 16 тысяч субъектов ВЭД. Почти 5500 субъектов ВЭД приехало в столицу. На сегодняшний день таможенный кодекс разрешает субъекту ВЭД оформляться в любой таможне, и в Днепре, и на Волыни, и в Киеве, никаких откреплений не нужно.

Если сравнивать финансовые показатели, то за 2016 год мы администрировали от отчислений субъектов ВЭД в бюджет 37 млрд. грн., а в 2017 году – 45 млрд. грн. Разница – 8 млрд грн. Это существенная сумма.

 

- О каких именно правилах работы для бизнеса вы говорите?

На сегодняшний день на Киевской городской таможне созданы все условия для комфортной работы субъектов ВЭД.

Например, у нас каждый месяц проходят общественные слушания. У нас работает одна из наибольших среди общественных советов организация. В нее входят 16 человек, это представители бизнеса и независимы специалисты.

У нас нет никакой бюрократии, сегодня мы работаем исключительно по требованиям таможенного кодекса, никто не вставляет никому палки в колеса.

Сегодня на КГТ нет ни одной жесткой схемы минимизации платежей. Я не исключаю, что отдельные недобросовестные субъекты остались. Но это единичные случаи, а не система. И мы продолжаем их искоренять.

И это все при том, что в день мы оформляем более тысячи таможенных деклараций. За 2017 год оформлено более 400 тысяч таможенных деклараций. Кроме того, за день мы пропускаем десятки тысяч посылок. Это колоссальные объемы. И при этом, повторюсь, наблюдаем отсутствие каких-либо жалоб.

Я считаю, что такими показателями, такими достижениями можно гордиться. И я считаю, что и коллектив КГТ, и я лично имеем право гордиться тем, что мы дали возможность бизнесу спокойно работать и исключили бюрократию.

Сергей Тупальский Киевская таможня 

- Как вы оцениваете уровень материального обеспечения сотрудников таможни и какой, по вашему мнению, размер зарплаты сможет нивелировать коррупционные риски?

Очень непростой вопрос.

Уровень заработных плат в таможенной сфере, конечно же, недостаточный. И это даже не мой вывод, а один из главных выводов европейских экспертов проекта Twinning.

Вот цитата из т.н. «Белой книги», которая была опубликована в сентябре 2017 года. «Работнику таможенной службы начального уровня выплачивается примерно 2060 гривен в месяц (это всего 72 евро) без бонусов. Заработная плата на должности среднего руководителя, такой как начальник отдела, скорее всего, составляет всего около 5200 гривен в месяц без бонусов (180 евро). Эта сумма слишком мала, чтобы обеспечить достойный уровень жизни».

Мне бы хотелось, чтобы сотрудники и Киевской городской таможни, и вообще все таможенники страны получали больше денег. Потому что таможня – это очень ответственно, эта работа требует наличия очень узких знаний, узкой специализации, выполнения большого количества рутинны действий.

И уровень заработной платы конечно не достаточен. Так, например, в январе 2017 года средняя заработная плата по таможне составила 4900 грн.

К счастью, в рамках еще одного эксперимента, согласно распоряжению Кабинета министров, при перевыполнении плана 10% от объема перевыполнения может быть направлено на повышение размера заработной платы сотрудникам. И нам удалось воспользоваться этой возможностью. Уже в апреле 2017 года показатель средней з.п. составил 7500 грн., на конец года – 9000 грн. Со всеми премиями, в среднем по году, у нас вышло 11 000 грн. Я, например, в декабре получил 19 000 грн.

На 2018 год в бюджете предусмотрена средняя зарплата в размере 14 000 грн. Но сказать, что это достаточно? - Честно скажу, что нет. Потому что на 11 000-12 000 грн. в Киеве можно только выживать.

Теперь, что касается размера зарплаты, который сможет нивелировать коррупционные риски. С моей точки зрения, такой суммы просто нет.

Все мы знаем, что коррупция есть везде. И размер зарплаты на ее наличие хотя и влияет, но не является 100%-ным защитным механизмом. Вспомните историю с коррупцией среди высших должностных лиц ФИФА. У этих людей заработные платы исчислялись десятками и сотнями тысяч долларов. И, тем не менее, это не помешало им принять участие в коррупционных схемах по продаже билетов.

Борьба с коррупцией – это комплекс мер, включая идеологическую и воспитательную работу. Конечно же, с моей точки зрения, здесь нужно усилить работу на государственном уровне, возможно, на уровне СМИ. Задача – показать обществу, что не все в этой жизни измеряется деньгами.

Тем не менее, нельзя не отметить и то, что когда сотрудники КГТ стали получать нормальные зарплаты, у них изменилось отношение к работе. Я это вижу.

С моей точки зрения, для того, чтобы побороть соблазн основной массы сотрудников «закрывать глаза» на какие-то огрехи деятельности субъекта ВЭД, надо увеличить зарплату хотя бы до 25 000 грн.

Те же польские таможенники получают 2000-3000 евро. Хотя и у них тоже есть коррупция. Там арестовывают целые смены таможенников, при этом там совсем другой уровень жизни и соцобеспечения.

 

- При курьерской доставке из интернет-магазинов товар на сумму более 150 евро должен пройти таможенную очистку. Но при доставке этих же товаров «Укрпочтой» таможенную очистку никто не проходит. Чем можете пояснить такие различия?

Эта информация не верна. Согласно статье 318 Таможенного кодекса Украины, таможенному контролю подлежат все товары, транспортные средства коммерческого назначения, которые пересекают таможенный контроль. И почтовые посылки в том числе. Если любой товар, любая посылка, имеет стоимость, которая превышает 150 евро, она подлежит налогообложению.

Другой вопрос, что есть проблема несовершенной работы почты. В чем она заключается? – Существуют известные курьерские службы, такие как DHL, TNT, UPS, FedEx, в которых есть четкий реестр при формировании посылок. Они проверяют и делают оценку вложений при отправке. Когда партия товара сформирована, нам отправляют информацию – статистику о посылках: номер партии, стоимость вложения и описание (инструмент, прибор, книга), все посылки стоимостью до 150 евро уходят по одному направлению на конвейере, свыше 150 евро – по-другому, и автоматически подлежат налогообложению. Конечно, существует выборочный таможенный контроль; согласно ст.320 Таможенного кодекса Украины, таможенник может проверить ту или иную посылку. Но все это решается в рабочем порядке.

А «Укрпочта» – это тюки, это машины и грузчики и учет в амбарной книге. Мы не один год пытаемся что-то сделать, но «Укрпочта» нас не слышит. «Почтовой конвенцией не предусмотрено» – вот их ответ. Решение надо искать на законодательном уровне, в том числе обязать «Укрпочту», как госпредприятие, вести соответствующий реестр.

Пока же с «Укрпочтой» нам очень тяжело работать.

 

- Является ли вашим кумом Анатолий Новак, который работает заместителем директора НАБУ, как об этом писали в СМИ?

Лично мне не нравиться слово кум, он крестный отец моего ребенка. Мы с этим человеком не то что с детства, а с роддома вместе, можно сказать там и познакомились. Наши мамы рожали в одном роддоме с разницей в несколько дней.

И всю жизнь мы вместе. Мы в детский сад, школу ходили вместе, вместе играли и занимались спортом. И в армии служили вместе и в спецподразделении «Альфа» наши пути пересеклись. Мы вместе ходили на задания и выполняли работу. Я этого никогда не скрывал, и я этим горжусь. Дай Бог нашей стране побольше таких людей как Анатолий Новак. Это большой профессионал в своем деле, спецназовец, который прошел войну и передовую, и сегодня по праву занимает должность заместителя директора НАБУ.

Что касается рабочих вопросов. То и я, и он, оба с характером, и умеем отделять личное, от профессионального. Наши личные взаимоотношения никак не влияют на работу. При личных встречах мы рабочие вопросы никогда не обсуждаем. Это правило у нас заведено еще с очень давних времен. Так что о его работе в НАБУ я знаю, в основном, из СМИ. Кроме того, Анатолий – крайне принципиальный человек. И я никогда бы не пожертвовал нашими взаимоотношениями, прося его поступиться своими принципами.

И как бы нас не пытались столкнуть лбами или облить грязью, я не откажусь от дружбы с ним.

Теги:интервью, киевская таможня, таможенные пошлины, таможня, Тупальский

Версия для печати
Загрузка...
Loading...
..

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «КомментарииУА:», 2016

Система Orphus