Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
В СМИ не утихают слухи о коррупции на таможне, о возможной причастности к "серым" схемам начальника Киевской региональной таможни Сергея Тупальского и о его высоких покровителях. Но что происходит на самом деле?
- Сколько судебных производств открыто в связи с неправильным начислением таможенных платежей по состоянию на январь 2018 года? На какую общую сумму? Какая сумма оспоренных платежей была возвращена на счета субъектов ВЭД по решению судов в 2017 году?
Термин "неправильное начисление таможенных платежей" является несколько некорректным. Поэтому именно такая категория дел в Киевской городской таможни ГФС отсутствует.
Таможня ведет судебные дела в нескольких направлениях: первое – обжалование решений корректировки таможенной стоимости, второе – обжалование классификационных решений по коду товара и другие дела, которые связаны с возвратом денежных средств, подготовкой заключений на возврат денежных средств из бюджета.
Согласно статистике, за 2017 год мы отработали 109 судебных исков, общая сумма 357 млн. грн. 68 исков – корректировка таможенной стоимости, 22 иска – обжалование классификации решений по коду товара, 19 – споры связаны с обязательством составить заключения по возвращению из бюджета. Согласно решений судов, которые вступили в силу, нами возвращено из госбюджета платежей на общую сумму 24,6 млн. грн., это те дела, которые мы проиграли в суде, где суд доказал правоту субъекта ВЭД.
Не считаете ли вы размер налоговых платежей за ввоз б/у авто завышенным: например, за VW Passat 2, дизель, в 2012 года стоимостью в 8000 евро – 98 тыс. гривен – почти 50% от стоимости авто?
Я отвечу так: просто как человек я хотел бы любой товар покупать дешевле. Не только машину, но и продукты в супермаркете на 20% дешевле, если отменить НДС, и новый мобильный – без уплаты пошлины, и машину заправлять без уплаты акциза…
Но как гражданин я понимаю, что государство – это форма организации общества, которая устанавливает на своей территории определенный правовой порядок. В т.ч. размер налогов, пошли, акцизов и т.д. Для этого существуют институты государства, такие как Минфин, Минэкономики, Верховная Рада. И они в своих решениях руководствуются очень многими факторами, включая необходимость финансового обеспечения социально незащищенных слоев населения и другими.
Я не могу профессионально судить о том, завышены платежи за ввоз авто или нет. Хотя с моей личной субъективной точки зрения, они завышены. Но если они уже установлены в таком размере, эти правила надо соблюдать или добиваться их отмены в предусмотренном законом же порядке.
- Сколько продукции с нарушением авторских прав было импортировано в Украину и заявляли ли правообладатели претензии по поводу ввоза контрафактной продукции?
Это очень важный и актуальный вопрос. Интеллектуальная собственность на сегодняшний день действительно в приоритете. Законом четко прописано, что таможня содействует соблюдению и защите прав интеллектуальной собственности его правообладателя. Чтобы защитить свои права, обладатель интеллектуальной собственности подает в ГФС заявление о содействии защите принадлежащих ему имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности. Все, кто подал такие заявки, внесен в реестр ГФС, и таможня обязана им содействовать путем контроля, остановки груза, консультации с правообладателем.
На январь 2018 года в реестре находится 1960 объектов интеллектуальной собственности. Это торговые марки, промышленные образцы и полезные модели и изобретения.
В случае проведения контроля и обнаружения автоматизированной системой (90% случаев обнаруживает автоматизированная система), происходит приостановка таможенного оформления, и мы сообщаем о ситуации правообладателю. Если правообладатель разрешает данному субъекту ВЭД ввозить этот товар, тогда мы его оформляем. Или же правообладатель обращается в суд, последний останавливает таможенное оформление, продукция признается контрафактной и подлежит уничтожению.
На киевской городской таможне за 2017 год было 3114 случаев, когда мы приостанавливали таможенное оформление с целью проверки, является ли данный товар объектом интеллектуальной собственности или не является. В 4-х случаях были составлены соответствующие протоколы, и продукция была уничтожена.
В 2017 году основными брендами, которые попали под контроль нашей таможни, были зарегистрированные торговые марки: Samsung, Sony, Xiaomi, Meizu, HP, TPlink, Nike, Adidas, John Deere. Из промышленных образцов это флаконы, шины, рукавицы.
- Расскажите о принципе работы "единого окна"
На сегодняшний день таможенное оформление может быть начато только после завершения оформления таможенными службами: это радиолог, эколог, фитосанитар и ветеринар. Все структуры объединены в Госпродпотребслужбу, это не таможенный контроль. И только после прохождения товаров контрольными службами субъект ВЭД может подать декларацию в таможню. Об этом говорит 319 статья Таможенного кодекса.
На практике это выглядело так. Для того чтобы оформить любой товар, нужно было прийти к экологу, если товар подлежит экологическому контролю. Он проверит, возьмет образцы проведет исследование, поставит штамп о заключении, запишет в журнал. Та же процедура повториться у фитосанитара и ветеринара. Радиологический контроль, в основном, проходят на границе. На оборудованных пунктах пропуска есть рамы, через которые проезжает груз, и если замечаний к нему нет, то он автоматически проходит и получает радиологический контроль, но радиолог должен поставить отметку в сопроводительных документах на товар.
Принцип работы "единого окна" – иной. Субъект, который хочет пройти все виды контроля, подает заявку в электронном виде в Госпродпотребслужбу, они ее обрабатывают и отмечают необходимый вид контроля в электронном виде (осмотр, отбор образцов, исследование). При этом субъект не бегает за каждым штампом, а потом на таможню. Все соответствующие документы генерирует система и проверяют работники Госпродпотребслужбы. Субъекту ВЭД не нужно никуда бежать, он, опять-таки в электронном виде, отправляет обработанную заявку на таможню. Таможенному брокеру даже не нужно выходить из офиса, так работает до 95% людей.
Согласно постановлению Кабинета министров №364 о введение принципа "единого окна" с 1 февраля 2018 года, введен принцип обязательного использования "единого окна" для всех субъектов ВЭД. Субъекты больше не должны бегать с бумажками, а должны в электронном виде с рабочего места сформировать дело в специальной программе, подкрепить соответствующими документами и отправить его. Контролирующие службы, открыв дело, принимают необходимое решение (осмотр, отбор образцов если это необходимо), далее делают отметки и отправляют декларацию с указанием номера дела, которое пошло в Госпродпотребслужбу. Таможня, открыв декларацию, может увидеть, что проверка в контролирующих службах прошла, что подтверждено отметкой, а это значит, что таможенник может брать в работу и проводить свои формальности.
На февраль 2018 года практически 40% грузов оформляются с применением принципа "единого окна". Это упрощение процедур для бизнеса.
- Назовите ТОП-5 реформ таможни от Сергея Тупальского, внедрение которых облегчит предпринимательскую деятельность и позволит нивелировать минимизацию налоговых платежей.
Не так просто назвать пять, потому что того, что я хотел бы поменять или изменить, или настроить, гораздо больше. И нет какой-то одной кнопки, которую надо нажать, и все сразу станет идеально. Это должен быть комплекс реформ. Но давайте выделим основные:
Первая реформа – это утверждение на законодательном уровне роли таможни в системе государственных органов власти. Таможня должна защищать экономические интересы государства, безопасность, осуществлять контроль за движением товаров. С учетом этого таможня должна быть отдельным институтом. На сегодняшний день таможня растворена в системе ГФС, растворена и немного разбалансирована.
Второе – это полный аудит действующего законодательства, которое регулирует деятельность ВЭД, права и обязанности таможни. Есть нормативно правовые акты с 2000 года, которые выписаны под те времена, те экономические реалии, под те процедуры. К сожалению, они действуют, и таможня должна их исполнять. Но они создают определенные неудобства.
Таможенное законодательство нашей страны надо постараться максимально приблизить к европейскому, потому что нам рано или поздно, но все равно придется пройти этот путь.
Третье – это повышение заработной платы сотрудникам таможни, обеспечение социальных гарантий и статуса.
Четвертое – для более корректной работы на законодательном уровне необходимо объединить все базы: таможни, пограничников, Национальной полиции, Госпродпотребслужбы. А общую базу максимально автоматизировать.
И последнее – это развитие таможенного аудита и международного взаимодействия и сотрудничества.
Если нам удастся все это сделать за ближайший год, таможня станет одной из лучших институций в нашей стране.
- Как можете прокомментировать арест вашего заместителя Коваленко, можете назвать кто за этим стоит? Фамилии?
Я не могу разглашать детали производства, но я знаком с материалами и очень давно знаю самого Юрия. Могу с полной уверенностью и ответственность заявить, что этот человек не причастен к тому, что ему сегодня инкриминируют. Он попросту на такое не способен.
Во-вторых, при задержании не были выявлены денежные средства: ни в кабинете, ни у него лично, ни дома. Факт передачи ему от посредника денег не зафиксирован. Если есть посредник, который, называя фамилию моего заместителя, брал деньги, это не значит, что моему заместителю было об этом что-то известно. Я уверен, что суд разберется в данной ситуации.
Фамилии я знаю, но пока называть не хочу. Это будет неправильно до рассмотрения дела по сути.
Но когда время придет, я назову всех: кто это спланировал и кто проводил. Я уже разобрался в этой ситуации.
Новости партнеров
Новости