УКРАИНА

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

Интервью

Ежи Миллер: НСЗУ не полицейский и не прокурор, но она следит за всей сферой мед услуг

Ежи Миллер, медреформа, Минздрав, НСЗУ,

Польский политик, эксперт Стратегической группы советников по поддержке реформ в Украине (SAGSUR), отвечающий за направление медицинской реформы Ежи Миллер рассказал «КомментарииУА» как продвигается медреформа, и какие еще изменения ждут украинцев в медицинской сфере

В Польше Ежи Миллер более 20 лет проработал в госуправлении, в частности, занимал должность замминистра финансов и возглавлял Национальный фонд здравоохранения.

Как вам работается в Украине?

Я приехал в Украину на полгода, и думал, что в конце 2016 я буду уже в Кракове. Но здесь я нашел реформаторов, для которых важна моя помощь.

В своем стремлении помочь я всегда ищу единомышленника. И если я вижу в человеке искреннее желание и стремление изменить мир, то и я прилагаю максимум усилий для достижения цели.

Такого человека я нашел в Министерстве Здравоохранения. Почему именно там, потому что там нет коррупции. К сожалению, коррупция -  тяжелая болезнь Украины.

Но если вы думаете, что в Польше не было коррупции, то ошибаетесь, была, только не в таких размерах. Но мы сделали так, чтобы быть коррупционером было стыдно, придавали гласности их злодеяния.

В Украину я приехал в апреле 2016 года и в начале я думал, что здесь будет как в Польше, но в каждой стране свой стиль управления.

В Польше мы все реформы начали в начале 90-тых годов. Украина дала старт реформе только в 2014 году, и теперь набирает скорость. Поэтому для меня важно, чтобы скорость не снижалась. 2019 год - год выборов, а выборы никогда не помогали реформам.

Какие отличия в системе государственного управления Украины и Польши?

В Украине другая модель государства, правительства. Задача президента намного сложнее, и влияние президента на жизнь страны в Украине намного выше, чем в Польше. В Польше пока в стране мир, у президента задачи организационные, более административные.

Следующее отличие заключается в персональной ответственности. Так, если министр принимает какое-то решение, он за него и отвечает. Несмотря на то, что ему в этом решении помогают его подчиненные. В Украине есть много комиссий, комитетов, различных структур. И если сделана ошибка, то сложно найти ответственного за нее.

Задачи в Украине рассматриваются на уровень выше, чем в Польше. Сам Министр мало что может решить, и задачу нужно переносить на уровень Кабинета министров, принимать постановление и т.д. В Польше же новый человек, министр, который вносит изменения, сам несет ответственность и за его последствия.

Также в Польше существуют четкие сроки рассмотрения законопроектов и важных решений. Если нет единого мнения, тогда рассмотрение вопроса переносится на уровень Кабмина.

В Польше медицинская реформа запускалась за один день. Почему в Украине она растянута до 2020 года?

Автономизация медицинских учреждений в Польше началась в начале 90-тых годов. А в Украине год назад.

В 90-х годах в Польше был принят закон об автономизации, медучреждениям дали право оставаться на субвенции у государства или работать автономно. Так продолжалось 8 лет, и постепенно все увидели, что автономность лучше.

В Украине зарплата врача зависит от такой сетки: когда закончил вуз, сколько проработал, и т.д. В Польше так было 30 лет назад. А теперь же кто-то будет получать низкую зарплату и через 10 лет, а кто-то через 3 года, потому что он развивается. Больнице, амбулатории  или поликлинике необходим хороший менеджмент. В Украине главврач выступает также и в роли управляющего менеджера. Но ты можешь быть хорошим врачом и плохим управленцем, не давая развиваться своей больнице.

Для эффективного управления, главой мед учреждения должен быть юрист, экономист – менеджер, а его первым замом – обязательно врач, чтобы медицина не превратилась в «голую» коммерцию.

Как в Украине с медицинскими кадрами? По официальным  данным в среднем врачей на первичке хватает. А в небольших населенных пунктах, врачей вообще нет. Как решить эту проблему?

Эта проблема существует не только в Украине, но и во всех странах, т.к. все хотят работать в больших городах, а не на периферии.

Создать условия, чтобы врачи захотели работать и в небольших городах и селах - задача местной власти. Так, например молодых специалистов можно заинтересовать жильем, которое им будут выдавать при переезде в пригород.

В небольших населенных пунктах нужно грамотно организовать работу медучереждений, и если, например, нужно сделать маммограмму, то не покупать маммограф, который стоит очень дорого и будет работать 1-2 раза в месяц. Лучше оплатить выезд мобильного маммографа, провести исследование в течение 1-2 дней. То же касается лабораторий и анализов - можно брать анализы у больных и передавать их в лаборатории в более крупных городах, а не закупать дорогое оборудование в каждую деревню.

Наличие интернета сегодня даже в небольших населенных пунктах дает возможность семейному врачу контактировать с врачами узкой специализации (хирургами, ортопедами, гастроэнтерологами и пр.) в городах, для оказания эффективной помощи своим пациентам, и постановки более четкого диагноза.

Работа семейного врача уже не такая как 5 лет назад. В селах живут, в основном, люди преклонного возраста, у которых, как правило, хронические заболевания. Молодежь хочет работать в столице, крупных городах.  А врачи пенсионного или предпенсионного возраста могут поехать в села - такие специалисты, могут работать, но не полный рабочий день. И такой график устроит всех, ведь в деревнях, как правило, небольшое количество население. Об этом нужно говорить, искать такие решения, которые будут выгодны всем.

В Украине проблема не с кадрами, а с системой. Нет хорошей системы, в стране привыкли работать не на результат, а чтобы была койка и больше денег. Это задача министров, задача правительства, создать условия для работы врачей и медсестер. Роль медсестры во многих европейских странах не многим меньше, чем врача. Врач ставит диагноз и назначает лечение, дальше приходит время работы медсестры, она и выдает лекарства и проводит необходимые анализы, осмотр, перевязки и пр. В Украине роль медсестры намного ниже, и она имеет минимальное влияние на пациента.

Так, многие украинские  медсестры уезжают за рубеж, где их работой очень довольны. В Украине же у них нет возможности развиваться и профессионально расти.

Национальная служба здоровья – ключевое звено медреформы. Фактически государство во всей отрасли меняет систему финансирования. Что изменится для больниц и пациентов? Для чего нужно было создавать НСЗУ, почему министерство и далее не может проводить тендеры?

Задача министра – инициировать, принимать и вносить изменения в законы, постановления и приказы, т.е. юридическая сторона. Но вот реализацией этих законов должна заниматься НСЗУ.

НЗСУ выполняет большую часть доверенной ему работы: заключает договора, рассчитывает сколько времени, средств нужно для обслуживания пациентов и пр.

Министерство, прежде всего, должно иметь влияние на образование, и на стандарты лечения. Ведь чтобы получить качественное лечение, нужно получить хорошее образование, которое соответствует возможностям современной медицины. Далее нужно повышать стандарты.

НСЗУ заказывает услуги. И это не такая простая задача.

Так, в каждом городе и селе существуют проблемы в сфере медицины, и это проблемы не уровня министерства. НЗСУ работает не для медучреждений, а для пациентов. НСЗУ - представитель пациента, и, если пациент не может получить ту или иную мед услугу - это проблема НСЗУ.

Сегодня только 50% медучреждений подписали договора с НСЗУ, потому что другие не прошли путь автономизации.

А это уже ответственность местной власти. Врач не должен думать откуда взять деньги на ремонт больницы или поликлиники, в которой он работает. Задача врача - лечить пациента. Таким образом, местная власть создает условия, а НСЗУ – обеспечивает лечение.

Признает ли Польша украинские мед.дипломы или нашим врачам нужно проходить аттестацию для работы в Польше?

Украина пока не является членом Евросоюза, поэтому врачи из Украины должны подтверждать свой диплом. Для стран Евросоюза, такой экзамен отсутствует.

Что же касается мед.сестер, то здесь другая ситуация: в Украине и в других странах медсестры получают среднее образование, а в Евросоюзе - высшее. Частично нехватку этого образования компенсирует опыт. Но ваши медсестры не могут работать в странах Европы, а это важно для получения новых знаний и опыта. Медина развивается очень быстро, и без возможности обмена новыми знаниями, новым опытом невозможно развиваться и мед.персоналу.

Польша развивала медицину в таких же условиях. Современный мир открыт. Все страны приглашают докторов по обмену, ведь самое важное - это опыт.

Как вы оцениваете эффективность реформ, проведенных в Польше с учетом трудовой миграции?

Миграция была, есть и будет, как из мелких городов в крупные, так и из страны в страну.

Свободный человек хочет развиваться, и он будет там, где есть возможность развития.

Если дать такие возможности в стране, то молодые специалисты не будут искать трудоустройство за рубежом, а будет развиваться у себя в стране.

Трудовая миграция существует, но не потому, что в других странах платят больше, а потому что там лучше условия жизни.

В Польше живет около 38 млн. человек, уехало работать за рубеж  примерно – 2 млн., это 5%, не много. Польша ничего не теряет из-за миграции. Люди уезжают, получают опыт и возвращаются в Польшу работать на более высокие должности.

Миграция - нормальное явление, но нужно повышать уровень благосостояния в своей стране, чтобы люди уезжали для получения опыта, а не в поисках лучшей жизни.

Национальная служба здоровья должна контролировать качество работы врача?

НСЗУ будут проверять качество предоставляемых услуг и целесообразность их проведения, оптимальный режим работы тех или иных врачей, мед. учреждений.

НСЗУ работает от имени пациента и смотрит на услуги тоже глазами пациента; что касается медицины – глазами врача, организационной части – глазами пациента.

Если вы заболели, вы вызвали врача, который пришел к вам и назначил лечение. Но этот врач не имеет всей полноты информации о своих пациентах. Мед карты сегодня в бумажном виде, часто люди не знают, ни то где карта находится, ни то, какие лекарства им прописывали. Теперь все будет в электронном виде, вся информация будет в личной электронной карте пациента, открыв которую доктор сможет увидеть полную картину - какие были болезни, какое было прописано лечение, когда, и пр.

Так, НСЗУ по электронным мед.картам сможет увидеть насколько эффективно лечение проводит тот или другой врач, сколько времени ему понадобилось, чтобы вылечить пациента.

НСЗУ не имеет влияния на врача, это не ее роль, но она собирает информацию о работе врача, которую передает в МОЗ, и уже министерство может внести коррективы в работу конкретного специалиста.

НСЗУ не полицейский и не прокурор, но она следит за всей сферой  мед услуг, которую оплачивает государство. НЗСУ не контролирует и не имеет информации о частном секторе медицины, до тех пор, пока не подписан договор и не выделены деньги. Как только частная клиника подписала договор, НСЗУ имеет доступ к информации о ее пациентах, лечении, которое им назначили и т.д.

Как будут определять критерии качества услуг, которые предоставляет врач?

Это достаточно сложный вопрос, официально никак нельзя это определить или отследить. Но почему вы идете к определенному врачу? Потому что кто-то вам его рекомендовал как хорошего специалиста, значит, человек остался доволен качеством предоставленной услуги, это и есть показатель его профессионализма. Важно, что говорят пациенты об этом враче, больнице или амбулатории.

Так, например, в Польше запрещена реклама медицинских услуг и лекарств. Люди не могут проверить качество услуги до ее предоставления. Они руководствуются только рекомендациями своих друзей и знакомых.

Базовый тариф за пациента в Украине – 370 гривен. Почему именно такая сумма? Из чего состоит этот тариф? Какие экономические условия могут повлиять на изменение данного тарифа?

Он зависит от количества пациентов, которых может лечить один врач. Статистика разных стран мира показывает, что в среднем человек полтора раза в год ходит к врачу на приём. Но ребенок – около шести раз, бабушка – три, а студент – меньше одного раза. 370 гривен – это средний тариф. Поэтому есть коэффициент для разных возрастов. И потому за ребенка врач получает 1450 гривен, а за бабушку – 740. К базовому тарифу нужно добавлять коэффициент количества приемов в год. Кроме того, есть лабораторные исследования крови, мочи – они тоже влияют на затраты семейного врача. 370 грн – это только начало, чтобы врачи видели, что раньше получали 220 (в 2017 году по субвенции, - ред.), а теперь 370 грн.

В чем принципиальное различие «медицинских отчислений» в Польше и в Украине?

В Украине Национальная служба здравоохранения, в Польше был и есть Национальный фонд здравоохранения. Какая разница? Налоги, которые платит работающий украинец, попадают в общий бюджет. В Польше они попадают прямо в Национальный фонд. Независимо от политиков. Это очень важно. Если средняя зарплата растет, например, на 3% в год, то и Национальный фонд растет автоматически на 3%. И потому в Польше реформа – это стабилизация количества денег. Развивается страна – развивается медицина.

Например, я, как налогоплательщик, до реформы отдавал 32% от зарплаты в бюджет. А теперь из них 7,5% идет прямо в Национальный фонд. Для рабочего ничего не поменялось. Я не плачу больше. Просто мой налог разделили: налог на медицину (7,5%), и налоги на другие бюджетные затраты.

Я могу сказать, что в начале 1999-го затраты на медицину были в четыре-пять раз меньше, чем сейчас. В Украине по закону надо, чтобы Верховная Рада дала 5% процентов ВВП на здравоохранение. То есть, финансирование медицины зависит от развития ВВП, а не зарплат. Я хотел бы верить, что политики будут по этому закону из года в год направлять деньги на медицину. Без этого нет развития.

Теги:медреформа, Минздрав, Национальная служба здоровья, НСЗУ, Супрун

Версия для печати
Загрузка...
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

   © «КомментарииУА:», 2016

Система Orphus