Рубрики
МЕНЮ
Козаренко Люда
Хореограф Алена Шоптенко, фото - из личного архива
Большинство украинцев узнали, кто такая Алена Шоптенко, благодаря проекту "Танцы со звездами": двукратная чемпионка мира по бальным танцам не привыкла сдаваться. Не сдалась она и в экстремальных, казалось бы, условиях – во время войны…
Мама, это бомба?
– Алена, решение ехать за границу приняли быстро или долго взвешивали все "за" и "против"?
– То, что произошло 24 февраля, было неожиданностью даже несмотря на то, что все мы жили в ожидании нападения. Утром меня разбудил звонок друга из Борисполя. Он сказал, что аэропорт бомбят, нужно быстро собираться, забирать ребенка и уезжать подальше. Тогда мне казалось, что это просто сон, и я снова легла спать. Однако открыла глаза через несколько секунд и подумала, что на всякий случай надо подготовиться. Заправила машину, простояв в очереди около четырех часов. Дома посоветовались, как действовать дальше, и приняли решение пока остаться – мы жили за городом и считали, что там безопаснее, чем в Киеве. Но в 30 км от Гостомеля оказалось не слишком безопасно. Когда на следующий день укладывала ребенка днем спать, где-то неподалеку раздались взрывы. Дом ходил ходуном. Сын проснулся: "Мама, что это бомба?" Никогда не забуду своего ощущения в тот момент… Тогда меня словно переклинило. Через полтора часа мы уже были в машине с двумя спортивными костюмами в сумке и самыми необходимыми вещами и отправились на Западную Украину. Я не хотела, чтобы мой сын переживал этот ужас.
Мы ехали долго. Очень долго! Дорога, которую обычно преодолеваем за девять часов, в тот раз забрала почти 28 часов! Но переночевали в Яремче и решили, что нужно уезжать за границу. У нас было несколько вариантов. Франция – там, в Каннах, уже семь лет живет самая лучшая подруга. Многие друзья в других странах. Однако я выбрала Австрию, а точнее Грац, где уже 25 лет проживают двоюродные сестры. Они давно приглашали в гости, но всегда не было времени. Никогда не могла подумать, что приведет меня к ним такая страшная причина.
– Быстро адаптировались на новом месте?
– На самом деле мы до сих пор – уже год! – не адаптировались. Сын ушел в детсад, но не прижился там – языка пока что не понимает, с воспитательницей разговаривает жестами, не понимает ограничений – довольно странных, если честно. Теперь ищем другой, с более профессиональным педагогом.
Здесь возникает очень много проблем. Прежде всего, из-за незнания языка и местных законов. На английском я говорю свободно, а немецкий, спасибо маме, когда-то давно учила на курсах. Тогда удивлялась – зачем он мне, а теперь пригодился – потихоньку начала вспоминать и сдала экзамен на уровень В1 (А1 и А2 даже не пришлось изучать). Есть и другие аспекты. Скажем, здесь все документы поступают по почте, а я не придавала этому значения. Потом неожиданно оказалось, что прозевала какие-то важные бумаги. Или уже просроченную квитанцию на оплату электроэнергии, поэтому надо платить штраф. Еще один момент – в Австрии устные договоренности не имеют значения, все нужно прописывать хотя бы в электронных письмах. Поэтому, например, на ТВ не вспомнили в анонсе флешмоба моих партнеров, несмотря на нашу договоренность, – студию Панченко, которая мне помогала.
Важнейший проект в жизни
– Как появилась идея флешмоба?
– Первые дни в Австрии – это эмоциональная яма и отчаяние. Да, мы с сыном были в безопасности, в очень красивом месте. Однако меня не вдохновлял лес, рядом с которым мы жили. Я не могла сидеть, сложа руки, – было дикое, непреодолимое желание помогать своей стране. Но каким образом? Что я могу сделать? Сначала подумала о том, что в Германии как раз идет шоу "Танцы со звездами", и это самый логичный для меня путь – выступать там с фандрейзингом и собирать средства на помощь украинцам. Довольно долго шли переговоры с продюсерами проекта через главный офис BBC. Но, к сожалению, немцы решили, что для шоу это не очень хорошая идея. Тогда я подумала: если не выходит в Германии, попробую что-нибудь сделать в Австрии. Вернее, все это проходило параллельно – переговоры с немцами и работа над презентацией танцевального флешмоба в Вене.
– У вас там были какие-то профессиональные контакты?
– Ни одного! Для начала я пообщалась с коллегами-украинцами, работавшими в Австрии и помнившими меня. Они поделились контактами и впоследствии мне удалось выйти на местную телерадиокомпанию ORF. Конечно же, прежде всего, ее руководство заинтересовало то, что я была партнершей Владимира Александровича (в 2006 году пара Елена Шоптенко и Владимир Зеленский победили на шоу канала 1+1 "Танцы со звездами". – Прим. авт.). Но спекулировать на этом не хотелось. Когда меня пригласили в ток-шоу, я говорила о том, что хочу сделать проект в поддержку своей страны, и поблагодарила австрийцев, которые приютили моих земляков.
После этого интервью на идею провести флешмоб отозвалось несколько регионов. Но никак не удавалось определиться с датой. Я писала письма в посольство, однако дело не сдвигалось с места. Все усложнялось еще и тем, что я жила почти в 200 километрах от Вены и не могла оперативно решать срочные вопросы. Потому приняла решение перебираться в столицу. В сущности, ехала с ребенком в никуда. Но мне помогла одна женщина, сотрудница канала ORF – она так прониклась моей историей, что дала контакты людей, которые за минимальную плату сдали мне жилье. Это было очень трогательно!
С этого момента дела пошли. Я наладила связь с посольством, общественной организацией "Мрия" и Обществом украинской молодежи в Австрии. Совместными усилиями мы продвигались к нашей цели. К сожалению, организовать все до назначенной даты – в мае – не успели, потому что нам отказали в зале для проведения репетиций. Впоследствии в работу активно включился первый секретарь посла Украины в Австрии Владимир Коломиец и активист Андрей Кариоти, и буквально через две недели мы все подготовили. Собралась отличная команда хореографов и съемочная группа под руководством моего любимого режиссера Екатерины Тюриной, которая как раз оказалась в это время в Праге. Она в свою очередь собрала операторов со всей Европы! Когда люди горят одной идеей, они творят чудеса! Мне очень повезло работать в такой команде!
– Для флешмоба нужно было много людей. Как их набирали?
– Через соцсети и телеграмм-каналы – там есть группы украинцев, выехавших в Австрию. Но больше всего людей пришло из моего Instagram. Кстати, до того момента я не писала, в какой именно стране нахожусь. Тех, кто выехал за границу ради безопасности детей, считали предателями. Это было странно. Да и вообще первое время было совсем не до соцсетей.
– Сколько времени ушло на репетиции?
– Четыре дня. Венский университет спорта предоставил для этого спортивный зал. На первое занятие пришло около 160 человек! Это было что-то невероятное! Я увидела этих женщин и детей и поняла, насколько важна моя миссия. Признаюсь, когда начинала историю с флешмобом, думала: кому я сейчас нужна со своими танцами? Но теперь точно знаю: нужна! Ведь я могу научить людей владеть телом, а язык тела – он универсален, его понимают все. Таким образом я даю всем возможность выразить свою позицию и накопившуюся боль. Когда мы вышли на Штефанс-плац в Вене, показали через танец, чем живем – изобразили герб Украины, слово "воля", сердце... И поблагодарили австрийцев за то, что дали нам убежище.
Я еще раз убедилась, что украинцы невероятны. 182 человека, большинство из которых никогда не танцевало, за четыре дня в едином порыве создали такую красоту! Мне кажется, это самый важный проект в моей жизни. Все время я работала и совершенствовала свое мастерство именно ради этого. Было еще более приятно увидеть часть видео нашей работы в поздравлении Президента с Новым годом.
"Лечу" украинцев танцами
– Ваша творческая деятельность сейчас полностью сосредоточена в Вене или работаете дистанционно в Киеве?
– Я преподаю в Университете культуры на кафедре бальной хореографии, в этом году уже будет четвертый выпуск, поэтому провожу занятия онлайн. Для меня это очень важно, потому что студенты в начале войны были очень демотивированы. А я хочу показать на своем примере, что с помощью искусства можно доносить важные месседжи, что наши "танцульки", как некоторые их называют, имеют большое значение. Вот вам одна недавняя история. Ко мне подошла женщина, дочь которой принимала участие во флешмобе, и благодарила прямо со слезами на глазах. Оказывается, они спаслись из Мариуполя. Пережили там такой стресс, что 14-летняя девочка замкнулась в себе – перестала разговаривать, никуда не выходила из дома. А после того, как у нее возник конфликт с подростками – российскими, кстати (они начали над ней издеваться и бить пакетами, имитируя взрывы бомб), стало еще хуже. После флешмоба она ожила – увидела много украинцев, начала общаться с ними, интересоваться внешним миром. И подобное я слышала от многих женщин. Так что танцы – это своего рода терапия.
– Позже вы организовали еще один флешмоб…
– В День независимости Украины. Вместе с Общественной организацией "Мрия" устроили концерт с участием Молодежного академического симфонического оркестра "Слобожанский" (он выступал как раз в Польше, его смогли привезти в Вену). И устроили флешмоб, посвященный украинской женщине, вокруг четырехметровой куклы-мотанки. Очень символическая постановка получилась!
Благодаря этим флешмобам я поняла, что могу делать еще одно полезное дело – давать бесплатные мастер-классы для временно переселенных украинцев. Таким образом помогаю им абстрагироваться от навалившихся на них проблем в чужой стране. Пока было тепло, проводила занятия на открытом воздухе. Затем перешли в зал.
– Большинство украинок за границей пытаются найти работу. Вы такой вариант не рассматриваете?
– Рассматриваю и уже сделала определенные шаги в этом направлении – разослала резюме в местные Университеты культуры. Конечно, придется сертифицировать свои дипломы, но, если смогу устроиться на преподавательскую работу, мы смогли бы наладить обмен студентами. Вена – культурный центр Европы, здесь можно приобрести чрезвычайный опыт.
Нацелилась на Берлин
– Что дальше? Наверное, полно новых идей?
– Сейчас мы готовим общий проект с посольством Украины в Германии – похожий на те, что были в Вене. Надеюсь, получим в Берлине мощную поддержку, и у нас все сложится.
– Домой еще не готовы возвращаться?
– Очень хочу! Но ради сына пока остаюсь в Вене. С другой стороны, четко понимаю, что не просто так попала в центр европейской культуры. Пожалуй, здесь я сегодня более полезна для своей страны.
Многие думают, что выехавшие за границу проводят время в кафе и музеях. Так вот я не была еще ни в одном музее! Разве что в Музее истории искусства, где танцевала венский вальс под "Щедрика", – это был социальный проект к Рождеству. Кстати, видео, которое мы там сняли, попало на центральный телеканал во время рождественской программы, еще раз напомнив всем о войне в Украине. А так я даже города толком не видела! Потому что если не занимаюсь проектами, занимаюсь сыном. Устала невероятно! Надеюсь, когда вернемся домой, нас не будут осуждать за то, что уехали за границу ради детей, что нашему обществу хватит мудрости не сделать из нас изгоев.
– Надеемся. А пока все говорят о том, что вы присоединились к "Оскару". В этом году статуэтку за лучшую оригинальную песню получил индийский фильм RRR, и танцевальную постановку к песню делали именно вы с Максимом Леоновым – в Киеве, в 2021 году. Как-то вам отозвалась эта победа?
– Я горжусь тем, что в этом фильме есть наш Мариинский дворец, что в нем снимались наши танцоры. Это была массовая сцена – 50 пар. Нам с Максом пришлось изучить вальс 30-х годов прошлого столетия, чтобы максимально правдоподобно поставить танец. Кроме того, мы готовили сцену основного негативного персонажа – у него был танцевальный батл с основным положительным героем. Теперь меня все поздравляют с первым "Оскаром". Безусловно, это приятно слышно. Но я адекватно оцениваю ситуацию и всем объясняю: хореографию именно под номинированную песню ставили приехавшие в Киев индийские специалисты. Нас попросили подготовить несколько вариантов движений. Мы это сделали, индийцы из наших наработок взяли то, что посчитали нужным. То есть причастность к фильму я чувствую, а к танцу под оскароносный саундтрек – минимальную.
Что меня расстроило – так это то, что везде на постерах фильма фигурирует наш Мариинский дворец, а об Украине на церемонии не сказали ни слова. Впрочем, для такого циничного мероприятия, как "Оскар", это, к сожалению, нормально…
Новости партнеров
Новости