Главная Статьи Интервью 2024 Рынок азартных игр: проблемы, которые существуют и перспективы его развития в Украине
commentss Интервью Все новости

Рынок азартных игр: проблемы, которые существуют и перспективы его развития в Украине

В Украине отчасти выравнивается баланс между белым и черным рынком азартных игр. На вопросы экспертов отвечает председатель КРАИЛ Иван Рудой

27 февраля 2024, 06:45 comments3270
Поделитесь публикацией:








Рынок азартных игр: проблемы, которые существуют и перспективы его развития в Украине

Проблемы ринка азартных игор

Виктор Гольдский: Привет. Сегодня мы собрались для проведения открытой дискуссии по рынку азартных игр в Украине. Мы будем вести беседу с главой комиссии по регулированию азартных игр и лотерей Иваном Рудым. Также в нашей дискуссии будут принимать участие экономический эксперт Юрий Гаврилечко, издатель журналов о гемблинге – Азарт и Grand Ante – Игорь Романюк, руководитель Ukrainian Gambling and Betting Association Николай Мельник и координатор наземного сегмента рынка азартных игр "Всеукраинского Совета Гемблинга" Иваненко Сергей. И да, давайте начнем, пожалуй, с итогов 2023 года, с анализа рынка гемблинга в Украине во время войны.

Иван Рудой: – Окей, по итогам, можно увидеть классную тенденцию – это выравнивание баланса белого и черного рынка, понемногу, в пользу белого. Комиссия в 2023 году перевыполнила план по лицензионным поступлениям, то есть появляются новые предприятия, появляется больше желающих выходить из тени и привлекаться к этому бизнесу цивилизованным путем, как это, в принципе, повсюду в мире. Сам бизнес, так же как и все остальные бизнесы в Украине, находится в тех самых ужасных условиях, о которых никто никогда не мог подумать. Гемблинг был не готов и с течением двух лет полномасштабного вторжения только начал адаптироваться к новым реалиям. Но мы видим, что этот сектор экономики растет и государство получает наконец с каждым днем, с каждой минутой после легализации азартных игр все больше и больше поступлений. Как в налогах, так и за счет лицензионных платежей.

Виктор Гольдский : — Ты сказал, что лицензионные поступления превысили запланированные. За счет чего это вышло?

Иван Рудой : – За счет того, что появились новые субъекты хозяйствования. Условно говоря, если в 2023 году план по лицензионным поступлениям был чуть более полутора миллиардов гривен, то фактически бюджет получил на 200 млн грн больше за счет появления новых субъектов хозяйствования. Кроме того, нас ждет интересный кейс – выдача инвест-лицензии – это самый крутой показатель того, что мир верит в украинскую реформу, верит в нашу победу и понимает, что Украина – это отличная площадка для инвестирования. Все сейчас понимают, что Украина — очень мощный тренд, очень мощная инвестиционно привлекательная история, конечно за исключением отдельных нюансов.

Виктор Гольдский : — Давайте тогда сразу перейдем к следующему: есть легальный рынок, а есть нелегальный рынок. О каких объемах рынка мы можем говорить? Сколько потенциально Украина могла бы заработать, если бы существовал исключительно прозрачный рынок гемблинга и сколько она зарабатывает в условиях функционирования нелегального рынка азартных игр?

Иван Рудой : — Здесь даже не хочу дать в штангу с какими-то неблагодатными прогнозами. Потому что ты никогда не отследишь черный рынок. Чисто гипотетически, то, пожалуй, 70-60% процентов добавилось бы к тому, что есть сейчас.

Смотри, даже в странах, где рынок легализован и прозрачный, существует черный рынок. И отношение 80% на 20% – класс, 70% на 30% – ну тоже норм. Поэтому нет ни одной страны, где было бы 95% на 5% даже. Повсюду это очень большой разрез.

Виктор Гольдский: — Вопрос ко всем: можно ли отнести к черному, серому или белому рынку компанию, которая, например работает официально по лицензии, но выданной Кюрасао. Это компания относится к какому сегменту рынка?

Сергей Иваненко : – Давайте так, лицензия Кюрасао не дает право работать нигде, даже на Кюрасао. Это для вашего понимания. Вопрос в том, чтобы подключить какую-то платежную систему и открыть какой-то банковский счет, нужно показать какую-то лицензию на свою компанию. Кюрасао умело собирает деньги под это. Это нормальная история и хочу сказать, что в Украине формат B2B имеет очень огромный потенциал. Есть еще мальтийские лицензии, которые более или менее пытаются в Европе. Но на территории Украины они работать не могут. Закон четко говорит, если ты хочешь работать здесь, приобрети здесь лицензию и плати здесь налоги. Согласен абсолютно с господином Иваном в том, что примерно сейчас мы имеем 50% на 50% баланс белого и черного рынков. У нас такой win-win с нелегальным рынком. Однако, если мы говорим о наземном сегменте, то нелегальный рынок сейчас в десятки раз больше легального. И это связано с тем, что существует много ограничений для легального бизнеса, в том числе бессмысленных. И когда ты разговариваешь с депутатами, которые это придумали и написали, и когда ты откровенно говоришь: "Ребята, вы убили 70% наземного легального рынка этим своим решением. Почему вы так поступили?", то в ответ только тишина. Чем больше закручиваются гайки для легального бизнеса, тем больше растет доля нелегалов.

Иван Рудой : — Я вот, простите, перебью. Если мы говорим о дальнейшем развитии и вообще о глобально стоящих задачах, то основное — это сделать рынок и условия существования на рынке такими, чтобы существовать в белой было гораздо выгоднее, чем существовать в черную. Не нужно создавать какие-либо искусственные ограничения. Регуляция должна быть, правила тоже должны быть, но они должны быть ясны. Именно поэтому мы постоянно инициируем определенные изменения в закон для того, чтобы расширить границы белого рынка. Ведь никакие законные инструменты против незаконного рынка бездействуют: ты не можешь ни проконтролировать, ни оштрафовать.

Юрий Гаврилечко : — Если можно добавить к этому. Каждый раз, я как экономический эксперт, слышу: "Вот мы выведем из тени столько-то и государство получит столько-то" – не будет ничего. Потому что черный рынок, как и серый рынок, как и белый рынок имеют свои обременения и расходы. Вот если бы не было обременений и расходов, тогда бы с черным рынком не было бы возможности бороться вообще, даже теоретически. Черный рынок также имеет свои обременения и расходы, серый рынок имеет свои обременения и расходы, прежде всего, финансовые. Поэтому чем адекватнее будет государственная политика в отношении белого рынка, тем больше будут задумываться над тем: "А есть ли смысл, стоит ли?". То есть если, обременения будут меньше в белом сегменте, черный уходит из своего сегмента, потому что будет неинтересно работать. Зачем тебе тратить больше, еще и подвергаться каким-то неприятностям разного рода, если можно работать в белую. И наоборот: если выгода от деятельности будет выше, чем обременение, обязательства и расходы – ничего не будет работать.

Политика власти по гемблингу — бестолковая

Виктор Гольдский: — Послушав вас, я вижу, что украинские власти неадекватно относятся к гемблингу в Украине. Но почему тогда мы видим увеличение лицензионных платежей?! Есть определенный диссонанс. Если политика неадекватна, то платежи должны уменьшаться и игроки должны выходить с рынка, но если они идут на рынок, то может политика все же адекватна?

Иван Рудой : — Я бы сказал, что политика бестолковая, непрофессиональная. Но она работает. Есть легальный рынок. Можно лучше? Конечно можно. Через год, два, три мы видим эффективность определенных инструментов, механизмов, программ, альфа и бета-версий. Мы садимся, смотрим, где есть определенные "ботомнеки", и их нужно взять и устранить, а не создать новые. И здесь действительно нужно уже четкое понимание логики и менеджерского подхода. Приведу пример: по моему личному мнению немного алогична идея размещения игровых автоматов исключительно в отелях. Почему так было решено? Поэтому, чтобы дети, не дай Бог, не увидели игорное заведение и не стали лудоманами. Извините, но дети ходят каждый день мимо алкогольных и табачных изделий и как-то никто не волнуется, что они могут, по такой логике, стать алко- или табачно-зависимыми. А свято место пусто не бывает. Сразу появляется нелегал и там, где можно было бы работать "в белую", мы получаем расширение черного рынка. И таких вот вещей, на самом деле, достаточно много и вот их нужно устранять. Создаются они, опять же, по моему мнению, из-за того факта, что определенные процессы, законодательные инициативы должны быть согласованы со всеми "причастными и не очень". Но не всегда они могут дать компетентный совет, но это уже никого не интересует.

Игорь Романюк : — А эта самая коррупционная норма в законе о запрете расположения игорного заведения в радиусе 500 метров от детского заведения. А ведь мы понимаем, что города в Украине строились по советским ДБН, то есть в радиусе одного километра должна быть и больница и школа, и детский сад и т.д.

И вот ты открываешь игорное заведение. Вроде бы, все окей. Нашел ты пропорционально отдаленное место от детских заведений. А я, как конкурент, иду и где-то рядом открываю детскую студию танцев. И ты автоматом становишься нарушителем.

Реклама азартных игр: в чем проблема

Виктор Гольдский : — Давайте перейдем к вопросу рекламы азартных игр.

Игорь Романюк : — Относительно рекламы, нарушений очень много. Во-первых, потому что черный рынок до того, как состоялась легализация, 12 лет что хотел, то и творил. И надо быть искренним, что некоторые операторы работали в сером сегменте, потому что ничего другого Юлия Владимировна им не оставила. Так 12 лет Украина питала нарушителей рекламы. Специалисты в сфере рекламы тоже выросли с полной уверенностью, что за это ничего не будет. Сегодня КРАИЛу предоставлены дополнительные полномочия, но это недостаточные полномочия, я вам как специалист в этой сфере могу говорить. Общественные бюджеты идут людям, занимающимся наружной рекламой. Это три оператора в стране.

Виктор Гольдский: – А не в журнал "Азарт" уходят)

Игорь Романюк : — Журнал "Азарт" с начала войны перестал заниматься рекламой азартных игр. Для изготовителей аппаратов для казино это не интересно. Зачем выпускать журнал...

Виктор Гольдский : — В законе о рекламе есть пункт, что рекламировать гемблинг можно исключительно в печатных медиа.

Иван Рудой : — Да, есть определенные перекосы. Но возвращаясь к наружке. Возьмем рекламу на бильбордах и рекламу в Telegram каналах. Что выгоднее и что эффективнее работает? Что является большим злом? Ну, оштрафуем мы, например, оператора за рекламу на фасаде здания. Каково конечное КПД такой рекламы? Давайте откровенно, люди идут по улицам, опустив головы, или залепев в телефонах, и я сомневаюсь, что большое количество этих людей смотрит по сторонам, ищет: "где мне потратить свои деньги". А вот когда мы, например, видим реальную проблему – Telegram каналы с миллионами подписчиков, где идет прямо ссылка, по которой ты переходишь и сразу можешь играть, то такие случаи мы умалчиваем. Потому что нет возможности привлечь к ответственности владельцев телеграмм-каналов. В настоящее время они находятся вне правового поля. Потому не нужно демонизировать наружную рекламу. Это тоже бизнес. И игровой сегмент так же должен подпитывать этот сектор экономики.

Сергей Иваненко : — Смотрите, большинство рекламы фасадной, которую вы видите, это реклама спонсорства, это легальные вещи. Во-вторых, маркетинговые кампании, имеющие эти плоскости, получают из этого деньги, люди получают зарплату, они платят налоги. Игорный бизнес – это 80 процентов всего объема наружной рекламы.

Виктор Гольдский : — Николай, как ты прокомментируешь заявления, что защитники на передовой тратят всю зарплату за азартные игры?

Николай Мельник : – Да, воины играют, но проигрывают не потому, что они увидели рекламу, а потому, что они склонны проиграть. Есть люди, которые пробухают зарплату, а есть проигравшие. Конструктивное решение этой проблемы – это предоставление возможности командиру воинской части подавать списки непосредственно на КРАИЛ лиц, склонных к игре. И чтоб их таким образом заблокировали.

Виктор Гольдский : – Насколько остро эта проблема стоит в ВСУ?

Николай Мельник : – Ну.. Минимум по одному на роту (от 80 до 200 человек в зависимости от рода войска, – ред). Который является зависимым.

Иван Рудой : – И мы поддержали эту инициативу, но есть один нюанс. Давайте будем откровенны: это работает, к сожалению, только с лицензированными операторами. Нелегал никак не ограничен.

Как решить вопрос лотерей | Нужно ли подходить к ним, как к азартным играм

Виктор Гольдский : — Давайте дальше вопрос. Относительно лотерей. Сейчас планируется предоставить им такие полномочия, которые были до 2020 года до момента легализации гемблинга в Украине. То есть под лицензию лотереи могут быть легализованы все работающие сейчас нелегалы. Как этот вопрос будет решен?

Иван Рудой : — Я считаю, что к лотерям нужно подходить таким же образом, как и к игорному бизнесу. То есть не нужно создавать какие-либо конкурсы, условия и так далее. Требования должны быть подобными требованиям игровых операторов. Подаешь документы, покупаешь лицензию, ведешь свою деятельность. И цена должна быть соответствующей. И лотереи должны заниматься только лотереями.

Сергей Иваненко : — Более глубоко открою вам тему. Главная проблематика в стране в этих лотереях находится в той плоскости, что лотерея – это не азартная игра.

И все ограничения, действующие для азартных игр, для операторов азартных игр – они не действуют для лотереи. Если не ошибаюсь, первый проект лотереи, похожий на казино, был запущен в 2013 году. Каждое нажатие на кнопку открывало новый билет – это была моментальная лотерея. А сейчас под лотереей лотерейные операторы принимают ставки на спорт. Ну, расписывают коэффициенты. Почему? Потому что у них подача правил проведения лотереи декларативна и у комиссии нет полномочий их ограничивать или контролировать. Операторы подали правила и начинают работать через 10 дней. И это главный вопрос, почему КРАИЛ не наделен этими полномочиями, чтобы управлять этим процессом. Когда-то у нас была дискуссия с одним заказом в Минфине при введении 10% налога на оборот. Мы говорили ему: "Остановитесь. Вы понимаете, что не будет никаких поступлений. Все можно скрыть, потому что весь оборот будет скрыт в этом билете". Он не поверил, налог на оборот имплементировали и все кончилось. Поступлений в бюджет не стало.

Иван Рудин : — Надо менять законодательство. Нынешнее законодательство не позволяет развить этот сектор, однако, позволяет сделать жизнь нескольких человек "чуть лучше". Пока может быть только три оператора. Почему только 3? Почему они должны быть с опытом проведения государственных лотерей не менее 10 лет? И как нам говорить о привлечении новых иностранных инвестиций? Где в мире, кроме 3-х или 4-х стран есть государственные лотереи? То есть уже априори никакой инвестор сюда никак не зайдет. Ну и таких вот преград очень много.

Функции и задачи КРАИЛ. Будет ли оно ликвидировано

Виктор Гольдский : — Давай поговорим о проблемах в КРАИЛЕ. Минцифры инициировало ликвидацию КРАИЛ.

Иван Рудой : — Этой инициативе больше года. Логика и причинно-следственная связь изложены в соответствующем законопроекте, лежащем в стенах парламента. Кстати, там есть определенные утверждения, с которыми я полностью соглашаюсь. К примеру, это изменение коллегиального органа на единоличный, но меньше с тем. Давай по факту закон проголосованный? Нет. Комиссия работает, все окей. Сейчас у нас крутая конструктивная коммуникация сотрудничество с Минцифрой. Они выступают одним из флагманов понимания того, что все органы государственной власти должны работать как одна команда, а не каждый сам за себя, и мы в этом плане очень чувствуем их и поддержку и помощь.

Виктор Гольдский : — Давай конкретно. Мониторинг организации и проведения азартных игр, когда заработает?

  – Смотри, у меня нет, к сожалению, хрустального слоя, а так, как работает у нас система государственного управления, прогноз – очень неблагодарное дело. По сути государственная система онлайн мониторинга – это тот инструмент, задача которого начислять GGR, понимать количество ставок, выплат, объемы и передать эту информацию налоговой, чтобы начислить справедливый налог, по сути, ну это… там… я не идти… там одна история. А вот когда в этот порядок работы когда там будет пункт 1, пункт 2, пункт 3 начислять GGR ( Gross gaming revenue, — ред.) , следить за объемом. Условный эксперт говорит: "А давайте он еще будет и группу крови матери определять". И мы получим уникальное, чисто украинское определение GGR. И понеслось. Сделали, сделали, а потом другие говорят: "Нет, погоди. Так если группа крови матери, тогда мы не согласны. Давайте группу крови отца".

Сергей Иваненко : — Я хочу сказать по поводу ГСОМа (государственная система онлайн-мониторинга, — ред) – это действительно болезненный вопрос. Могу сказать, что рынок был готов оплатить эту систему, потому что она необходима самому рынку, чтобы там не было манипуляции. Но есть правовые коллизии. Если сейчас отключить ГСОМ, завтра будет куча нестыковок по законодательству, которые потом операторы будут разгребать. Разумеется, этим ребятам в парламенте все равно, они все по-своему видят, но это необходимость и просто насущная проблема. Это просто нужно сделать, принять определение GGR, выигрыша, с которой суммы уплачиваются налоги. Вы понимаете, что сейчас налог у наземного игорного бизнеса – 100% де-юре, а де-факто – 250%. Как работать в таких условиях? Во-вторых, когда человек кладет депозит в 1000 грн, выиграл 200 грн и хочет вывести на карту всю сумму 1000 200=1200 грн, то он должен уплатить 19,5% налога с суммы 1200 грн. А если она проиграла 200, выводит 800, то еще 19.5% должно уплатить из своих собственных средств.

Юрий Гаврилечко : — Более того, хочу сказать, что ДСОМ – это будет тот инструмент вывода рынка из тени. Он удобен для бизнеса, поскольку снимает множество претензий к нему. До этого 20 года не было ни одного закона, регулирующего игровую деятельность. То есть были законы по лицензированию хозяйственной деятельности, а вот по урегулированию именно игровой деятельности не было ни одного. В подтверждение тому: только в прошлом году внесли в налоговый кодекс категорию "онлайн казино".

Николай Мельник: — Хочу обратить внимание уважаемого общества, что ни один народный депутат, внесший "дурную инициативу" по борьбе с гемблингом, как-то не обеднел. Вот, мягко говоря, среди народных избранников много фартовых людей, которые улучшают состояние из-за выигрышей в лотерее. Конечно, фамилии всех, кто создает искусственную нагрузку на игровой сектор, записаны. Я думаю, что рано или поздно легальные операторы займутся этим вопросом. Мы же за честный рынок, за полный мониторинг, давайте мониторить всех. Хотя я уверен, что эти же депутаты будут очень, очень против этого.

Виктор Гольдский : — Давайте практический вопрос защиты тех же инвесторов и тех же операторов от государства. Париматч тому яркий пример. Были заморожены деньги игроков, одного из крупнейших операторов игорного бизнеса. Как решается этот вопрос, и какова роль КРАИЛ в защите, прежде всего, игроков, граждан Украины перед государством или лицом других инвесторов, которые зайдут на рынок. Как мы защищаем своих граждан, их финансовые интересы в гемблинге?

Иван Рудой : — Смотри, замороженные средства – да, это проблема. Но опять же. На тот момент не было ясного понимания, что это за деньги и кому они принадлежат. Поэтому ситуация…

Виктор Гольдский : – Сейчас есть это понимание?

Иван Рудой : — К нему идут. О проблеме знают все. Не все так однозначно, как говорится. По сути, здесь уникальная абсурдная ситуация, потому что игрок защищен, потому что пользовался услугами лицензионного оператора, действовавшего в рамках законодательного поля Украины. Здесь все окей, все хорошо. Но, как оказалось, сложился такой коллапс.

Виктор Гольдский : — То есть вы списываете это на форсмажер и люди ничего не получат?

Иван Рудой : — Почему ты говоришь мы списываем, мы ведь ничего не списываем.

Виктор Гольдский: — Ну ты, как представитель государства, представитель регулятора занимаешь позицию, что, пожалуй, это будет форсмажор и людям возвращать средства не будут.

– Можно я скажу.

- Давай Сергею.

Сергей Иваненко : — Здесь вопрос чисто юридический. Оно никак не касается КРАИЛА, потому что КРАИЛ не является распорядителем денег подпадающего под санкции оператора. Если деньги арестованы, будет какое-то решение следственных органов, куда их передавать: либо в Арму, либо на какие-либо нужды. И уже новый распорядитель этих денег будет их использовать или вернет людям, а может на ВСУ отправит.

Виктор Гольдский : — Ладно, тогда вопрос по 1xbet: они совершили платежи, но оказалось, что они представители страны-агрессорки. Давайте разберемся.

Лицензию им анализировали. Деньги вернули или нет?

– Стране агрессора?

- Не стране агрессора.

- Если волнуешься за инвесторов на примере таких вот, то здесь такое.

Виктор Гольдский : — То есть, когда вы выдавали лицензию, вы не знали, что они – представители страны-агрессора? Когда вы брали деньги, вы не знали этого?

  – Смотри, мы брали деньги, давай в определенных юридических плоскостях. Да, как должно быть.

- Ну, давай так.

  – На момент подачи документов, тогда я вообще был в ВСУ, но на момент подачи документов, юридически не было никаких оснований (считать, что 1xBet связан с РФ, – ред.) есть закон и, к сожалению или к счастью, иногда госслужащее или должностное лицо может думать одно, но оно должно действовать в пределах, предусмотренных законодательством. Если согласно законодательству комиссия, получив пакет документов, к которому нет замечаний по пунктам, выписанным в законе, она должна принять решение в течение очень маленького периода времени о выдаче лицензии, не выдаче или оставлении заявления без рассмотрения. Других вариантов нет. У государственного служащего нет правоохранительной опции. Повторяюсь, вся процедура была выдержана согласно действующему законодательству, после чего произошла оплата в государственный бюджет, то есть все было по закону. Конечно, ты ведь не страус, чтобы прятать голову в песок. Если у тебя есть понимание, подозрения и т.д., то есть компетентные, соответствующие органы. Были обращения в правоохранительные органы, была получена информация, после чего комиссия приняла решение об аннулировании лицензии.

Виктор Гольдский: — Давай тогда другой кейс рассмотрим – pin-up. СБУ дала справку, что они, якобы, связаны со страной-агрессорой. Вы заявили, что у данного оператора нет связей с РФ. То есть, в случае с Париматч и 1хВЕТ КРАИЛ приняла во внимание позицию правоохранительных органов и аннулировала лицензии, а в кейсе с пин-апом вы заняли противоположную позицию. Как ты можешь это прокомментировать?

Иван Рудой : — Смотри, информация в СМИ есть, мягко говоря, не точная. Комиссия по регулированию азартных игр, лотерей – это центральный орган власти со специальным статусом, который действует в соответствии с действующим законодательством и нормативами правовых актов. Пока все происходит по закону. Есть, к сожалению, информация, которую я не могу разглашать.

Виктор Гольдский: — Ладно, кто-нибудь прокомментирует?

Игорь Романюк : — В письме указано, что "не найдено доказательств", но доказательства все еще ищут. Проблема в том, что названия юридических компаний – операторов не совпадают с названиями брендов, которые они рекламируют. Это большая проблема, и это нужно регулировать. У меня вопрос о других гражданах Украины, которые пострадали от этих, ну, может, и справедливых, но репрессивных методов. О работниках, персонале. Персонал игорного бизнеса совсем не имеет защиты от государства: не разработана номенклатура профессий, а потому нет социального и пенсионного обеспечения людей, занятых в игорном бизнесе. Этот вопрос как-то решается?

Юрий Гаврилечко : – Насколько я помню, в положении о комиссии нет слова о том, что комиссия может выступать инициатором дополнения классификатора профессии. Этим у нас должно заниматься Минсоцполитики и ассоциации.

Иван Рудой : — Я еще раз говорю, ну давайте, не путать здравый смысл с маразмом. Есть процессы, за которые мы отвечаем, и есть процессы, на которые мы влияем, и другие вопросы, к которым мы вообще не причастны. И надо двигаться степ бай степ. Кроме того, недавно количество штатных работников КРАИЛ срезали вдвое, функций добавили, а работников сократили.

Виктор Гольдский : — Давайте, друзья, по одному комментарию или по одному вопросу и будем закругляться.

Юрий Гаврилечко : — КРАИЛ — это единственный центральный орган исполнительной власти, регулярно использующий элементы социального маркетинга. Такого больше нет ни у кого. В частности, по образовательной функции. Я не знаю Больше ни одного нашего центрального органа исполнительной власти, который не просто дает объяснение, а просвещает)

Николай Мельник : — Ну всегда хотелось бы отходить от того, чтобы эффективность определенного органа оценивали по тому, сколько денег он принес. Основным является развитие непосредственно отрасли. Пока, как я вижу, наши операторы – это последние самураи, которые уносятся в бой с мечами, а с пулеметами их встречают отдельные наши депутаты и они их отстреливают регулярно. А КРАИЛ пытается убедить один и других садиться за стол переговоров. Я за то, что мы должны отталкиваться от критериев успеваемости отрасли. Извините, ковод, большое вторжение, всеобщая коррупционная система в государстве... Несмотря на это все, есть развитие и это огромный показатель. Есть ли проблемы? Можно ли их решить? Что-то можно, что-то нельзя, что-то КРАИЛ может сделать самостоятельно, а в большинстве случаев не может. Поэтому мечтаю, чтобы 2024 год стал годом коммуникации, когда все друг друга услышат.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Новости партнеров


Новости

Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!