Главная Новости Интервью 2021 Сергей Куюн: «Обыски в компании — только начало, ждем настоящий "каток"
commentss Интервью Все новости

Сергей Куюн: «Обыски в компании — только начало, ждем настоящий "каток"

Глава "Консалтинговой группы А-95" прокомментировал обыски, которые были проведены 13 июля в офисе компании, и рассказал, как расценивает подобную атаку на свой бизнес

14 июля 2021, 18:59 comments1873
Поделитесь публикацией:
Сергей Куюн: «Обыски в компании — только начало, ждем настоящий "каток"

Сергей Куюн. Фото из открытых источников

Рынок топливных материалов всегда имел жесткую конкуренцию. Это демонстрируют и события последних дней: "Консалтинговая группа А-95", которая предоставляет информационные и консультационные услуги в этой области, внезапно попала под пристальный надзор правоохранителей. Проведено сразу несколько обысков — как в офисе компании, так и в личном жилье ее руководителей. Корреспонденты портала "Комментарии" связались с главой группы Сергеем Куюном, чтобы выяснить, в чем дело и как "А-95" планируют действовать в дальнейшем.

— Сергей Александрович, инцидент с обысками в "Консалтинговой группе А-95" уже приобрел немалый резонанс. Объясните подробнее, с чем Вам пришлось столкнуться?

— Обыски стали для нас полной неожиданностью. Узнали об этом, когда к нам пришли первые "гости" — вчера утром [во вторник, 13 июля, — ред.] они пришли ко мне домой. Я пока нахожусь на отдыхе в Турции, поэтому узнал все со слов родных, которые позвонили и сообщили об обысках. Мне удалось переговорить со следователем. Он объяснил, что есть уголовное производство, есть постановление суда о том, что Подольское управление Национальной полиции ведет расследование налоговых дел. В них наша компания как фигурирует в качестве неких финансовых и налоговых оптимизаторов. Мне прислали текст этого постановления, я был удивлен.

— Что именно вызвало такую Вашу реакцию?

— Это классика. Мы сами много пишем о практике бизнеса, но я никогда не думал, что это коснется меня непосредственно. В чем же классика? Открыто старое дело 2019 года, фигурируют там два десятка компаний, названия некоторых я вообще никогда не слышал. И к этому делу добавили и нас. Неизвестно, на каких основаниях, неизвестно, какая между нами связь. Пишут, что мы оказывали какие-то информационные, рекламные и консалтинговые услуги, которые позволяют уменьшать налоговую нагрузку для наших контрагентов.

Дело в том, что даже при реальности подобных действий в отношении их должны отвечать контрагенты. Мы же действительно предоставляем такие услуги, это наш профиль. Мы не торгуем воздухом, мы торгуем интеллектуальными продуктами, такими как исследования рынка. Мы проводим большие ивенты, пиар-акции и тому подобное.

— Как Вы расцениваете проведения обысков в офисе Вашей компании? Кто именно проводил следственные действия? Чем правоохранители мотивировали обыски?

— Во-первых, это дело — полностью, как говорится, "липа". Во-вторых, полиция расследует налоговые дела. Что ж, в этом случае можно только приветствовать решение о том, что скоро заработает Бюро экономической безопасности, которое займет полномочия на себя расследование экономических преступлений. Потому что сегодня этим занимается кто хочет — и полиция, и СБУ...

Наша компания расценивает обыски абсолютно однозначно. Это ответ на нашу журналистскую, профессиональную деятельность. Мы всегда были активны в плане освещения нелегального рынка. За последние несколько месяцев мы провели большую работу, очень много исследований, показали, как он работает. По нашим оценкам, только в 2021 году Украина потеряет 22 млрд гривен из-за теневого рынка — как в виде акцизного сбора, так и через НДС, что исчезает на АЗС из-за торговли "мимо кассы".

У меня лично было много материалов по "БРСМ-Нафта". Мы проводили лабораторные исследования, проверяли, как такое качество нефтепродуктов влияет на людей, как это может приводить к чему-то типа Васильковской трагедии (масштабная техногенная катастрофа, возникшая из-за взрыва и дальнейшего горения нефтепродуктов. Произошла на нефтебазе вблизи с. Крячки Васильковского района Киевской области 8 июня 2015 года, — ред.).

Люди же от слов перешли к делу. Перед этим на "чернушных" сайтах публиковались заказные материалы, которые пытались оспорить наши исследования. Но! Мы не получили ни одного иска в суд из-за своей профессиональной деятельности, никто не оспаривает наши факты, приведенные по функционированию нелегального рынка. Так что обыски были ожидаемы, но, как всегда, неожиданны.

— Знаем, что обыски проводились в офисе "Консалтинговой группы А-95". Или где-то еще были следственные действия?

— Всего во вторник состоялось пять обысков: в офисе, в наших с братом квартирах и двух загородных домах. Три бригады Нацполиции было задействовано. В офис они пришли очень "цивилизованно" — с ломом и топором. Взломали сейф, забрали сервер, забрали накопители, частично бухгалтерскую документацию, компьютер. У всего персонала по каким-то причинам изъяли мобильные телефоны. Также забрали денежные средства из сейфа — и мои личные, и других коллег. При этом должным образом оформлять изъятое они отказались. Обыски проводились без видеофиксации, а также без адвоката. Его вообще не пустили, он два часа прождал под дверью, вплоть пока полиция не закончила свою работу. Работников же компании просто закрыли на все это время внутри и не позволяли никуда выходить. Если рассматривать то, что произошло, то кажется, будто наша компания  это самая главная и единственная проблема во всей Украине.

Символично, что в этот же день в отставку ушел глава МВД Арсен Аваков. Многие говорят, что он сделал немало хорошего. Может, это и так, но наблюдая вчера за тем, как его подчиненные выбивают двери и ломают сейфы, удивляешься, как же работает эта система.

Если вы расследуете экономическое преступление, то дайте нам информационный запрос. Мы предоставим все необходимые документы. Зачем вы тратите дополнительный ресурс? На что мы, налогоплательщики, тратим деньги? В прошлом году наша компания, если не ошибаюсь, уплатила в госбюджет около 3 млн гривен налогов. На что они идут? На эту систему? Я не хочу платить за такую работу.

— Какие действия в ответ на обыски правоохранителей готовит ваша компания? Или будете судиться Вы в суд? А, может, только тесно сотрудничать с адвокатами "в обороне"?

— Во время обысков было допущено очень много процессуальных нарушений, мы пишем жалобы. Как они будут рассматриваться, покажет время. А пока готовимся к тому, что на нашу компанию пойдет настоящий "каток": наберут материалов, затем будут какие-то дела, подозрения. То есть это такая борьба "в долгую", она быстро не закончится. Я себя так настраиваю, что мы следующие три-шесть месяцев будем этим заниматься. Печально, ведь у нас есть другая работа. Мы сделали много всего для государства, вывели немало средств "из тени", но сейчас мы будем вынуждены больше времени уделять этой ситуации.

Но пока мы чувствуем мощную поддержку от средств массовой информации. Наш вопрос также взял на контроль глава финансового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев, написано письмо Генпрокурору. Нам говорят, что могут быть блокированы счета, объявляться подозрения, еще обыски. Готовимся, одним словом.

— Кого именно Вы и Ваши коллеги исследовали (планируете исследовать), что могло повлечь подобную реакцию?

— Сейчас нам уже точно известно, что заказчиком этого наезда является компания "БРСМ-Нафта". Вчера были обыски, а сегодня в Сети уже результаты. Значит, кто-то имеет доступ к тайне следствия. Риторика этих публикаций полностью дублирует заказные материалы, которыми "БРСМ" "торпедовала" нас последние три-четыре месяца. На самом деле "БРСМ" мы действительно уделяли повышенное внимание, ведь масштабы её деятельности и дерзость — самые большие. Это и собственное производство нефтепродуктов на мини-НПЗ, и качество топлива, и непонятные вещи при продаже топлива за наличные. Мы оцениваем потери бюджета от деятельности "БРСМ" в более чем 2 млрд гривен в год.

Но есть и другие "герои" наших исследований. К примеру, это сетка "МОТТО". Она принадлежит Эдуарду Ставицкому, министру Кабмина времен Виктора Януковича, который выехал в Израиль, но продолжает оттуда отравлять украинцев некачественным топливом. При этом "качество" этого горючего показали не только мы, но и проверка Института потребительских экспертиз. Там очень сильные отклонения от нормативов.

Также внимание мы обращаем на сеть АЗС SunOil. Выявили нарушения, содержание запрещенных веществ, в частности монометиланилина. Кроме этого, мы писали о мини-НПЗ компании "Альтернатив Энерджи Сорсес Компани", расположенных в городе Мерефа Харьковской области. Это небольшие заводы, которые занимаются переработкой газового конденсата в нефть. Из-за неправильной маркировки они уклоняются от уплаты налогов по акцизу. Горючее не соответствует качеству, а из-за неуплаты акциза еще и делает дырку в бюджете.

— Возможно, не слишком в тему, но не собираетесь Вы внимательнее присмотреться к "горячей" теме последних дней — вероятной сделке между сетями АЗС Glusco и Socar?

— Несколько дней назад я уже писал объемные публикации на эту тему на Facebook. Это очень сложная тема, настоящий детектив. Там есть и украинская сторона, можно даже сказать проправительственная. Ведь сейчас в Украине через фискальную службу заблокирована деятельность Glusco в нашем государстве, оказывается давление. Очевидно, кто-то хочет к этой сделке присоединиться или очень сильно ей помешать, потому что не заинтересован в усилении азербайджанского игрока на топливном рынке, тем более поддержанного Socar.

Но и с азербайджанской стороны тоже не все однозначно. Появился определенный привкус политики, хотя изначально это дело бизнеса. Вообще ситуация очень сложная, не знаю, как она разрешится. Мне известно, что на этой неделе азербайджанская сторона должна принять определенные конкретные решения. По моим данным, они уже купили эту сеть, это кипрская компания Glusco Energy S.A.

Но для того, чтобы вступить в права собственника в Украине, им, во-первых, нужно снять запреты, наложенные судами эту сеть. Там сейчас арестованы корпоративные права, принадлежащие Glusco. Во-вторых, надо получить разрешение Антимонопольного комитета.

Поэтому там настоящий детектив по этому делу, хотя и объяснение его очень простое — это большие деньги, ведь цена вопроса — сотни миллионов долларов. Особую остроту придает то, что Socar в мае получил большой контракт с Роснефтью и может стать очень мощным игроком на рынке Украины.

— Спасибо за беседу.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: https://comments.ua/ua
comments

Новости партнеров


Новости

Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!