Абонентам дадут понять, за что они платят
Скоро все операторы телекоммуникаций будут предоставлять услуги по обновленным правилам. Абоненты узнают больше о том, за что платят, но сами тарифы останутся прежними.
Во время обсуждения представителям власти, бизнеса и общества удалось поставить в строгие рамки контент-услуги. Однако принципы тарификации в мобильных сетях, особенно в роуминге, до сих пор остаются для регулятора отрасли – Национальной Комиссии по вопросам регулирования связи – не паханным полем, которое операторы никак не хотят взрыхлять.
Сегодня НКРС на очередном заседании одобрила проект постановления Кабмина по внесению изменений в правила предоставления телекоммуникационных услуг абонентам. В распоряжении "proUA" оказалась копия финального варианта этого документа. Участник рабочей группы по разработке изменений Роман Химич отметил, что, пожалуй, наиболее значимыми нововведениями стали те, которые непосредственно касаются принципов тарификации услуг.
Контент закуют в кандалы
В частности была одобрена норма обязательного уведомления абонентов о размере платы за контент-услуги при наборе коротких номеров. А после оказания таких услуг абонент должен получить информацию об ее общей стоимости. "Речь идет о том, что в счете стоимость контент-услуг должна указываться отдельно", - разъясняют в МТС. "Оператор лишь обеспечивает (контролирует) соответствующее информирование, осуществлять его обязан контент-провайдер", - сообщил "proUA" директор департамента регуляторно-правового обеспечения Андрей Осадчук. Гендиректор Jump Ukraine (занимается контент-сервисами) Игорь Шрайбман считает, что как только будет введена норма предварительного информирования абонентов о стоимости звонков на прямые номера этот рынок моментально рухнет. Ведь вряд ли кто-то захочет продолжать сеанс, узнав во сколько обойдется каждая его минута. При этом менеджер добавил, что внедрение нововведения технически не возможно при SMS- акциях (например, SMS-голосование). "Ведь если абонент отправил сообщение на платный номер, то оператор уже никак не уведомит его об этом предварительно", - говорит Шрайбман.
Примечательно, что в новых правилах жизнь контент-провайдеров стала сложнее вдвойне, так как были доработано определение спама, куда попали незаказанные СМС и мультимедийные сообщения, о чем сообщали "proUA" на прошлой неделе.
Абоненты будут знать судьбу тарифов наперед
Еще одно нововведение в правилах касается непосредственно операторов связи. Это обязательное заблаговременное адресное уведомление абонентов путем SMS, звонков об изменениях в действующих тарифах. Как известно, сейчас клиенты телекомкомпаний часто получают сюрпризы в виде спонтанного окончания срока действия какого-то предложения и переводе на более дорогие пакеты. Небольшие операторы зачастую даже не утруждаются опубликовать сообщение об изменениях в прогосударственной прессе – "Голосе Украины", "Урядовом Курьере". Хорошо, если у них изменения тарифных планов за несколько дней до их принятия вывешиваются на официальные сайты. Тем не менее, в крупных компаниях заявляют, что адресное информирование уже давно работает в их сетях. "Киевстар" всегда адресно (СМС) информировал клиентов за семь дней об изменении тарифов на услуги", - говорит Осадчук.
Еще одно немаловажное для абонентов новшество: все цены на услуги должны основываться на четких временных и количественных единицах измерения. Например, 1 секунда, 1 Мегабайт, 1 штука. При этом объем одного сеанса услуги определяется в этих единицах с момента начала разговора до тех пор, пока одна из сторон не прервет сеанс.
Как известно, операторы связи изобретают множество трюков в своих тарифах, чтобы привлечь абонентов низкими расценками, но при этом не остаться в убытках. Ключевую закономерность, которую они при этом используют - большая часть звонков короткие (длятся не более одной минуты). Поэтому большинство подводных камней как раз и размешалось в шестидесятисекундном интервале, началом которого общепринято считать нажатие клавиш "сделать вызов" или "принять вызов". Наиболее популярные трюки – плата за соединение и "поминутка" (позволяет накручивать стоимость сеанса в разы, когда, например, абонент проговорил 30 секунд, а звонок округлили до одной минуты).
Что касается поминутной тарификации, то это отдельная и очень больная тема для многих компаний. Например, life:) в последнее время ввел этот принцип во многих своих предлождениях для того, чтобы увеличить прибыльность бизнеса.
При этом вряд ли улыбчевого оператора можно заставить отказаться от поминутки. "Законом "О телекомуникациях" предусмотрено, что тарифная единица услуги должна быть полной. Закон не содержит других требований к тарифным единицам, т.е. расширение соответствующих требований на уровне подзаконного акта, является незаконным превышением полномочий КМУ и НКРС", - объясняет Осадчук из "Киевстара".
Хитрости в роуминге останутся
Во время обсуждения новых правил поднимался и наиболее острый тарифный вопрос, который уже привлек внимание антимонопольного комитета. Это цены на роуминг-услуги. Здесь операторы пока пытаются изо всех сил удержать свои позиции, мотивируя в первую очередь это принципы работы своих иностранных партнеров.
"Практика GSM Ассоциации, которая регулирует вопросы предоставления услуг роуминга на международном уровне, не предусматривает обязательной посекундной тарификации для наших роуминг партнеров, большинство из которых (82%) производит учет и тарификацию наших абонентов в роуминге поминутно. Поэтому реализация соответствующего требования для услуг роуминга – практически невыполнима, ибо требует перехода на посекундную тарификацию телекомуслуг, в первую очередь операторов – нерезидентов Украины, которые, как понятно, находятся за пределами нашего регуляторного поля", - говорит Осадчук.
Президент компании FreshTel Елена Минич считает не корректными утверждения, что все роуминг-партнеры наших операторов за рубежом примеряют исключительно понимутные интервалы. "Принципы тарификации не однородны. Есть компании, которые устанавливают интервал в 60, 30, 10 секунд, а также тарифицируют посекундно. Кроме того, часто условия тарификации зависят от эксклюзивных договоренностей партнеров. Например, два оператора могут договориться о том, что все входящие звонки абонентов пребывающих в зонах действия сетей друг друга бесплатны. Но, как правило, на самих абонентах это не отражается", - рассказывает
Минич. То есть компании, по-прежнему, будут брать с них деньги за принятые вызовы. Хотя в Европе уже есть примеры того, как возможность принимать бесплатно вызовы, находясь в других странах, получили в некоторых пакетах и абоненты. Например, Vodafone предложил абонентам гибкую тарифную политику по входящим в роуминге в странах, где работают сети его дочерних компаний.
В целом операторы положительно оценивают заложенные в правилах новые принципы работы. Представители крупнейших сотовых компаний считают, что им не придется понести значительных финансовых затрат на их внедрение. Частично новые требования у сотовиков уже реализованы. "Для реализации остальных много времени не потребуется – это может быть сделано в ближайшее время", - утверждают в МТС.