Новые аудиоформаты не находят слушателей
Несмотря на сокращение продаж компакт-дисков, потребителей они вполне устраивают
После того как компания Sony на днях объявила о прекращении производства легендарных плееров Walkman, такой носитель, как аудиокассета, можно по праву считать отжившим свое. Подобная участь ожидает и аудиодиски, учитывая, что распространение музыки на физических носителях все больше уступает цифровой дистрибьюции (скачиванию аудиофайлов через Интернет). Но несмотря на сокращение продаж аудио-CD, компакт-диск остается самым популярным носителем при приобретении звукозаписей. По данным исследовательской компании NPD Group, в США, крупнейшем в мире рынке музыкальной индустрии, в 2009 году 65% музыки продавалось именно на этом носителе
ПОКАЗАТЕЛЬНО, что формат аудиозаписи MP3, появление которого как раз и ознаменовало начало заката эпохи аудиодисков, сегодня многие тоже считают устаревшим — особенно из-за его технических недостатков (лишь два канала звука, потеря аудиоданных во время записи). Однако наряду с другими аудиоформатами, позволяющими записывать звук без потери качества, MP3 остается среди них все же самым популярным.
Разрабатывая новые форматы, музыкальные бренды стремятся если не повторить успех MP3, то по крайней мере предложить интересные формы продажи музыки через Интернет, благодаря которым можно будет раскручивать меломанов на покупку новых хитов. Так, недавно было объявлено о создании формата цифровых музыкальных файлов MusicDNA. Такой файл содержит кроме музыки еще и дополнительную информацию — текст песни, биографию исполнителя, даты его концертов, ленту его записей в Twitter и т.д. Похожими возможностями обладают файлы в еще одном новом формате — CMX. Его продвигают такие гиганты звукозаписывающей индустрии, как Warner, Sony, EMI и Universal. CMX позволяет скачивать из Интернета не отдельные музыкальные файлы, а альбом целиком. Он также способен проигрывать не только музыку, но и видео.
Предпринимаются также отчаянные попытки привлечь внимание меломанов к новым форматам музыки на физических носителях, в частности, на дисках Blu-ray. В принципе ни для кого не секрет, что нынешние компакт-диски из-за технических ограничений формата CD-Audio обеспечивают далеко не безупречное качество звучания. Получается, что музыканты и рекординговые компании тратят миллионы, для того чтобы добиться в студии как можно лучшего "саунда", а потом качество этих записей низводится при тиражировании в формате, которому уже без малого 30 лет.
Технология записи звука для дисков Blu-ray, которая называется Pure Audio, во многом устраняет эту проблему. Она обеспечивает более высокое качество благодаря возможности сохранить на Blu-ray больше данных, чем это возможно на CD-диске. Если на последнем информация подается 16-битными блоками и считывается с частотой дискретизации 44,1 кГц, то в Pure Audio эти показатели составляют соответственно 24 бит и 192 кГц.
Существуют и другие технологии, позволяющие добиться высокого качества звучания записей и без Blu-ray. Например, американский концерн Harman International, производитель профессионального студийного оборудования, в своей разработке сделал упор на алгоритм сжатия данных. Уже во время записи звука в поток данных добавляются специальные маркеры — в местах, где сильное сжатие режет слух. Во время воспроизведения музыки специальная программа распаковывает эти маркеры. Конечно же, проигрывать такие звуковые файлы можно только на устройствах, поддерживающих технологию Harman.
Все бы хорошо, вот только для основной массы пользователей все эти ухищрения остаются пустым звуком — как уже было сказано, CD-диски и МР3-файлы их вполне устраивают. Как говорят специалисты, современный слушатель заинтересован не столько в исключительном качестве звучания аудиозаписи, сколько в возможности быстро ее раздобыть и прослушать в комфортной обстановке — сидя за компьютером, гуляя в парке и т.д. А описанная технология Pure Audio как раз привязывает его к проигрывателю Blu-ray, который к тому же сегодня имеется не в каждом доме.
Похожая ситуация уже складывалась около десяти лет назад, когда музыкальная индустрия пыталась предоставить меломанам возможность слушать музыку в улучшенном качестве, разработав формат SACD (Super Audio CD). Поскольку для чтения SACD-дисков необходимо было отдельное (и, конечно, дорогое) устройство, они так и остались нишевым продуктом.
Фото: https://mc.by/