Финские учёные доказали генетическую любовь к музыке

Финские исследователи утверждают, что пристрастие к музыке есть нейробиологическая особенность, влияющая на формирование социальных отношений

 Музыку слушали во все времена, при любых культурах. Давно и подробно описаны схожие черты между человеческой и птичьей песней: обе содержат сообщение и фиксируют внутреннее состояние, которое может быть распознано даже представителями других видов. Между тем восприятие музыки имеет ряд особенностей, важных именно с точки зрения биологии: колыбельная усиливает взаимосвязь между ребёнком и родителем, совместное пение или музицирование вовлекает людей в коллективное действие и усиливает социальные связи в группе...

 В новой работе сотрудников Хельсинкского университета и Академии Сибелиуса исследовалась возможная биологическая база, которая обуславливала бы пристрастие к музыке. Учёные и музыковеды с пристрастием опросили 437 человек 8–93 лет из 31 финской семьи. Среди респондентов были как профессиональные музыканты, так и люди без какого-либо музыкального образования. Исследователи развели по разным полюсам активных и пассивных слушателей: первые при прослушивании уделяют музыке всё внимание и ходят на концерты, вторые воспринимают музыку исключительно как фон для какой-то другой деятельности. У всех участников были взяты пробы крови для ДНК-теста.

 Генетический анализ показал "семейное" распределение встречаемости музыкальной глухоты, абсолютного слуха, склонности к собственному музыкальному творчеству. Так же, в зависимости от родословной, изменялись любовь к прослушиванию музыки и уровень музыкального образования. Более того, любовь и нелюбовь к музыке коррелировала на молекулярном уровне с наличием гена аргинин-вазопрессинового рецептора 1А (AVPR1A). Показано его влияние на уровень социализации и активное формирование межличностных контактов у человека и других животных. Гомологи вазопрессина у различных животных повышают певческие способности у птиц и влияют на процессы, связанные с выведением потомства у ящериц и рыб.

 Результаты исследования говорят (правда, пока на уровне корреляций) о роли биологии в восприятии музыки, указывая на молекулярные факторы, которые связывают восприятие звука и социальное поведение. Дальнейшие работы в этом направлении могут прояснить понимание того, как генетика и культура взаимодействуют через музыку.