Рубрики
МЕНЮ
Станислав Молчанов
Многострадальное предприятие уходит из под контроля государства и становится частной собственностью.
"Комментарии" совместно с экспертами рынка постарались обозначить ТОП-5 основных задач, которыми придется заняться менеджменту оператора в этом году.
11 марта 2011 года Фонд госимущества подписал договор о продаже "Укртелекома". Новым владельцем оператора стала компания "ЕСУ" — дочернее предприятие австрийского инвестфонда EPIC.
Сделка завершится в течение 60 дней с момента подписания договора. В эти сроки "ЕСУ" должна перечислить Фонду оставшиеся 9 млрд. 525 млн. грн. (покупатель уже заплатил государству 1 млрд. 50 млн. грн. авансом, согласившись на участие в конкурсе).
У нового владельца "Укртелекома" уже есть план развития предприятия. Правда, участники сделки берегут его от сторонних глаз.
"Там так много всего – целая стопка листов. Я вам это все сейчас просто не смогут рассказать", — заявляет глава Фонда Госимущества Александр Рябченко.
Как говорят эксперты рынка, догадаться, что в этом плане развития – несложно. Ведь у "Укртелекома" не так много вариантов выхода "из грязи в князи".
Первое, чего ожидают от "Укртелекома" — это сокращение персонала, которое, кстати, началось уже давно. Напомним, что условия приватизации предусматривают сохранение текущего количества сотрудников до конца года, а также невозможность их увольнения по желанию работодателя в ближайшие годы.
Как считает аналитик GFK Ukraine Глеб Вышлинский, эти запреты новый владелец "Укртелекома" сможет удачно обойти.
"Это уже пройдено с той же самой Криворожсталью. Ты делаешь людям пенсионного возраста, либо тем, кто для тебя не особо ценен предложение, от которого невозможно отказаться. Например, выплатить определенное количество зарплат наперед за то, что человек уйдет по своему желанию", — рассказывает Вышлинский.
С этим мнением согласен и заместитель Директора Института информационного общества Ярослав Павловский.
"Кроме всего прочего, у них в стратегии развития компании, которую Георгий Дзекон (предправления "Укртелекома" – ред.) же сам себе готовил под продажу, есть планы по сокращению "не более 10 тысяч сотрудников в год". То есть, можете быть уверены: в следующем году количество сотрудников будет на 10 тысяч меньше", — рассказывает он.
После оптимизации персонала, по мнению экспертов, "Укртелеком" должен сфокусироваться на работе с корпоративными клиентами. В первую очередь, в сегменте предоставления услуг доступа в Интернет.
"Если посмотреть с точки зрения масштаба – когда у тебя есть огромная проводная сеть, есть канализация, есть вся инфраструктура, то было бы логично это апгрейдить, делать оптоволоконные решения, потому что транспорт данных будет являться основным сервисом", — отмечает Глеб Вышлинский.
Глава подкомитета по телекоммуникациям комитета Верховной рады по вопросам транспорта и связи Юрий Мороко придерживается такого же мнения. Он добавляет, что на базе технологии ADSL оператор скоро начнет предоставлять услугу интерактивного ТВ – IPTV.
"Вопрос по выдаче компании соответствующей лицензии уже практически решен", — отмечает Мороко.
И третье, как считают эксперты, нужно что-то сделать с сетью мобильной связи.
"Она могла бы приносить больше пользы. Как мне кажется, хорошим, но достаточно спорным и требующим анализа, вариантом была бы продажа лицензий на частоты кому-то из крупных GSM-операторов. А на вырученные деньги можно активно развивать сеть проводного доступа в Интернет, который, как мне кажется, является наиболее успешным направлением "Укртелекома", — отмечает Вышлинский.
А вот Мороко напротив полагает, что "Укртелеком" должен развивать 3G и дальше.
"Даже в городах уктрелекомовской мобильной сети еще есть куда расти, и это должно происходить в этом году", — считает депутат.
Четвертым шагом менеджмента, по его словам экспертов, должна стать минимизация убытков от местной связи в селе и городе.
"Здесь должен применяться комплексный подход. Во-первых, "Укртелеком" в этом году несколько повысит расценки до разумного уровня в рамках увеличения граничных тарифов, что предусмотрено проектом НКРС", — рассказывает Мороко.
Но только повышением тарифов проблему убыточности местной связи не решить.
"Это нельзя делать постоянно, иначе абоненты разбегутся. На пользу компании бы пошло создание фонда универсальных услуг, куда отчисляли бы средства все участники рынка на компенсацию социально важных услуг ОАО. Фонд — это решение для "Укртелекома" очень хорошее, так как оно ложиться не на плечи его абонентов, а не плечи абонентов других операторов", — считает Мороко.
И последнее, что необходимо сделать "Укртелкому" в первую очередь – это изменить отношение клиентов к своему бренду.
"У "Укртелекома" есть проблема с его восприятием. Условно говоря, если на какое-то предприятие придет "продажник" "Укртелекома", то отношение потенциального покупателя услуг может быть как к "старому неповоротливому предприятию, где в случае возникновения технических проблем можно не получить надлежащего обслуживания", — считает Вышлинский.
Поэтому, по его мнению, неплохо бы улучшить имидж предприятия и сосредоточиться на модернизации системы обслуживания абонентов, которая не создавала бы у клиента впечатление, что в "Укртелеком" он обращается только тогда, когда никакого другого варианта просто нет.
Напоследок стоит сказать, что есть ещё одна задача, поставленная перед менеджментом. И она не связана с развитием компании. Это продажа активов, которые компании или уже не нужны, или которые можно продать ради дополнительной прибыли. В первую очередь, это касается многочисленных объектов недвижимости. А то, что останется после реструктуризации, могут впоследствии продать крупным мобильным операторам.
Новости партнеров
Новости