Рубрики
МЕНЮ
Дмитрий Симоненко
Для таких задач в Федеральном технологическом институте в Лозанне (EPFL) разрабатывается принципиально новая сеть устройств связи – система автономных летающих роботов. Стая, рой или, если угодно, эскадрилья роботов может создать экстренную беспроводную сеть быстрее и надежнее, чем позволяют доступные сейчас наземные средства.
Проект, названный SMAVNET (Swarming Micro Air Vehicle Network) ведет Лаборатория интеллектуальных систем, созданная для изучения "роевого интеллекта" (swarm intelligence) – модели описания поведения коллективных животных и насекомых.
"Мы начали проводить исследования в лаборатории в 2001 году создав искусственных насекомых, которые могли летать, не сталкиваясь со стенами и не падая на землю. Достигнув успеха в этом, мы перешли к испытаниям на открытом воздухе", – говорит исследователь Жан-Кристоф Жюффри (Jean-Christophe Zufferey).
Это привело к созданию легкого пенопластового робота с электродвигателем на литиевом аккумуляторе в хвостовой части. Этот миниатюрный летательный аппарат (MAV) по способу запуска похож на фрисби. Оказавшись в воздухе, аппарат включает автопилот, контролирующий высоту, скорость воздуха, собственную скорость разворота, что позволяет избежать столкновения с другими аппаратами. Устройства находят друг друга с помощью оптических датчиков, похожих на те, что устанавливаются в компьютерные мыши.
В настоящее время лаборатория выделила разработку способов использования летающих роботов для оказания помощи в районе бедствия в отдельный проект Swarmix. По словам членов команды, основная идея заключается в том, чтобы стая MAV могла формировать сеть связи для спасательных команд с помощью небольших беспроводных модулей.
Малые летающие роботы имеют очевидные преимущества по сравнению с временными наземными устройствами: они не зависят от сложного ландшафта, мешающего доступу связистов или перекрывающего прямую видимость, и не требуют дорогостоящего оборудования для развертывания. Самой очевидной проблемой является продолжительность автономной работы. Пока MAV может работать на одной подзарядке 30-60 минут, но солнечные батареи, по словам Жюффри, могут решить этот вопрос. Также сверхлегкие (420 г) роботы не могут летать в плохих погодных условиях и при ветре 25–30 км/ч (7–8,5 м/с).
Миниатюрные беспилотники могут быть развернуты для различных задач, включая аэрофотосъемку и мониторинг окружающей среды. Их появление ожидается в ближайшие 2–4 года.
Фото: 3dnews.ru
Новости партнеров
Новости