Рубрики
МЕНЮ
Станислав Молчанов
В Украине растет число любителей провести время за онлайн-развлечениями — преимущественно браузерными и социальными играми. "Рост количества игроков прямо зависит от общего роста количества интернет-пользователей в нашей стране. Поскольку по статистике 20% пользователей играет в онлайн-игры, можно сказать, что в Украине насчитывается уже более двух миллионов игроков", — сообщает продюсер Art4Art Entertainment Виктор Андрийчук.
Согласно оценкам опрошенных "k:" участников рынка, отечественные игроманы потратили на свои увлечения в 2010 году не менее $20 млн. Из этой суммы украинским компаниям-разработчикам досталась лишь третья часть: остальное осело на счетах российских операторов онлайн-игр, биллинговых и платежных систем. "По данным наших коллег из России, украинцы занимают второе место по численности среди их игроков. На них приходится примерно 20% пользователей их игрушек", — рассказывают в Art4Art Entertainment. Именно российские браузерки (реже русскоязычные версии мировых хитов) — в основном массовые многопользовательские ролевые онлайн-игры — наиболее популярны в Украине. По словам Виктора Андрийчука, среди них можно выделить Lineage II, Aion, "Легенда: Наследие Драконов", "Герои: Возрождение". Их популярности способствует отсутствие абонплаты или вступительного взноса, а также возможность играть, не устанавливая на компьютер специальных программ. Заметным исключением в этой тенденции является разве что World of Warcraft — культовая игра, участвовать в которой предпочитают наиболее продвинутые геймеры, не жалеющие денег на подписку.
Как видно по названиям ключевых игр, украинцы в своих жанровых предпочтениях, как и игроки остальных стран СНГ, не очень оригинальны. "Преимущественно завоевывают популярность игры в жанре фэнтези, на них приходится почти 70% рынка. Для игроделов это самый беспроигрышный вариант — создавать выдуманные миры с эльфами и гномами и продавать потом топоры, мечи и луки. Куда рискованнее выходить с космической тематикой, постапокалиптикой, спортивными симуляторами. Хотя они тоже "выстреливают" время от времени", — объясняет управляющий партнер Alternative Vision Entertainment Дмитрий Лиховой. В социальных играх также есть свой доминирующий тренд. "Примерно две трети рынка социальных игр — это всевозможные фермы. Хочешь, капусту с цветами выращивай, а хочешь — мозги для зомби. В погоне за экстраординарностью создатели порой доходят до маразма, но все равно мода на фермерский тип игр пока не слабеет", — рассказывает Дмитрий Лиховой.
Зарабатывают игроделы на обоих типах игр сходным образом. "Для украинского рынка используется в основном модель free-2-play. То есть играй бесплатно, но покупай дополнительные возможности, виртуальный товар или премиум-аккаунты", — отмечает Виктор Андрийчук. "Для зарубежных рынков главный источник доходов — подписка. У нас же в большинстве случаев она не работает. Абонплата украинцев отпугивает сходу. Это не для нашего менталитета, платить за кота в мешке", — говорят в Alternative Vision Entertainment. "Во времена "Бойцовского клуба" пользователей было мало, но тратили они денег на игру порой десятки тысяч долларов. Сейчас ситуация в корне изменилась. Игроков теперь масса, но тратят они немного, средний платеж — где-то $10", — констатирует Дмитрий Лиховой.
Становление рынка онлайн-игр в Украине пока никак не сказалось на росте количества отечественных компаний – разработчиков игр. "Сейчас на рынке наберется всего семь более-менее заметных компаний, выпускающих оригинальный продукт. Несмотря на положительные тенденции на внутреннем рынке, все они по-прежнему ориентируются на рынок СНГ и страны Европы, которые и дальше поставляют им от 60 до 80% пользователей. Более того, наши игроделы намерено избегают сугубо проукраинского позиционирования. Так, у большинства сайтов отечественных браузерок вы не увидите никаких намеков на то, что это украинский продукт — никто не выбирает имя с доменом ua. Ведь можно потерять часть шовинистически настроенных пользователей", — говорит Дмитрий Лиховой. По его словам, украинский рынок онлайн-игр нынче развивается в опасном направлении, хотя изначально у него были шансы превратиться в такую же крепкую индустрию, как и российская. "До 2008 года количество украинских компаний – разработчиков интернет-игр практически равнялось количеству российских. Но кризис 90% наших компаний просто смыл. Выжившие работают сейчас в качестве аутсорсингового придатка для европейских стран, США и той же России. Это маленькие студии, которые берутся за создание игры "под ключ", — объясняет Дмитрий Лиховой. — У нас до сих пор очень дешевая рабочая сила. Например, за пятиминутный ролик с компьютерной графикой европейские заказчики готовы выложить около 30 тыс. евро. И для них это считается экономией. В Украине себестоимость такого ролика колеблется в пределах $4–5 тыс.".
Зато украинский рынок щедро плодит ренегатов, ищущих легких и быстрых денег через пиратство. "Сейчас пошла очень опасная мода "тырить" любые зарубежные игры. Для этого заходят, например, на Facebook, смотрят топовые игры, а потом декомпилируют их, копируют код, в лучшем случае чуть поменяют геймплей или картинки. И выпускают в наших соцсетях. Через полгода, когда это обнаруживают правообладатели и начинают разбирательство, компания просто уходит с рынка, но с $1 млн., а то и больше в кармане", — рассказывают в Alternative Vision Entertainment. Более того, даже оригинальные проекты украинских разработчиков бывают далеки от законных. "Много вопросов вызывает одна из недавних и очень успешных украинских игр, вошедшая в топ-10 лучших игр СНГ по списку mail.ru, которая позволяет зарабатывать своим пользователям. Этот аспект переводит ее в разряд азартных игр, на которые нужна соответствующая лицензия. Но оная вряд ли была получена", — рассказывает один из участников украинского рынка.
Новости партнеров
Новости