Компьютер сможет распознавать настроение пользователя
Ученые из Университета имени Карлоса III и Универсидад де Гранада разработали новую компьютерную систему, которая позволяет машине автоматически распознавать эмоциональное состояние человека во время устного общения
Система способна автоматически приспосабливаться к различным ситуациям во время диалога с пользователем, таким образом машина адекватно реагирует на эмоциональное состояние человека. С помощью новой разработки испанских ученых компьютер сможет подстроиться под настроение пользователя и даже уменьшить его стресс.
Прежде всего ученые сосредоточились на негативных эмоциях вроде гнева, скуки и сомнений, которые мешают работе и взаимодействию человек-машина. Для автоматического обнаружения данных эмоций используется анализ до 60 различных акустических характеристик голоса, вроде тона, скорости речи, продолжительности пауз, энергии речевого сигнала и т.д.
Также информация о развитии диалога используется для прогнозирования того или иного эмоционального состояния человека. Высокая точность прогноза достигается с помощью специального статистического алгоритма, который анализирует прошлые диалоги с данным пользователем и сопоставляет их с текущей беседой. Таким образом можно заранее предвидеть развитие диалога и предпринять действия, препятствующие нарастанию негативных эмоций. Система мгновенно обнаруживает определенные эмоции и автоматически адаптирует манеру ведения диалога. Например, если пользователь испытывает сомнения, компьютер сам предлагает более подробные справочные материалы, а если пользователь скучает – наоборот отказывается от обилия сухого текста.
Эффективность системы была проверена в ходе испытаний с участием добровольцев. Результаты показывают, что при работе с реальными пользователями адаптивная компьютерная система работает намного лучше и гибче, чем обычные интерфейсы. В частности она быстрее и успешнее завершает диалог, что важно, например, для работы информационных терминалов.
Компьютеры, способные определять эмоциональное состояние человека, могут найти самое широкое применение: от "приятных" в обращении домашних развлекательных систем, до сложных интеллектуальных машин для психотерапии.