Рубрики
МЕНЮ
Станислав Молчанов
Как сообщили в Госспецсвязи, в прошлом месяце доходы от услуг фиксированной телефонной связи уменьшились, главным образом, за счет того, что количество задействованных линий сократилось.
"В 2011 году с июля по октябрь их количество уменьшилось почти на 58,4 тыс. номеров. Из них 28 % принадлежали сельскому населению. Общий объем "отсеявшихся" номеров по состоянию на 1 октября составил 143,9 тыс. номеров", — сообщают в администрации. При этом в ведомстве подчеркивают, что самый значительный отток абонентов в селе наблюдался в период с начала июля по конец сентября.
Отметим, согласно данным на первое октября, в селе насчитывалось 1,68 млн работающих телефонных линий. А всего в стране работает 12,228 млн домашних телефонов.
Напомним, что в этом году Национальная комиссия по вопросам регулирования связи провела повышение тарифов на местную фиксированную связь в два этапа – в мае и в сентябре. В итоге, если еще в начале года львиная доля домашних абонентов пользовались в городе самым экономичным тарифом 19,73 грн/мес. с лимитом 200 минут, то с сентября большинство из них вынуждены довольствоваться предложением без поминутной оплаты за 29,74 грн/мес. Т.е. для многих местная связь подорожала на 50%. Сельский тариф на местную связь также подтянулся. Если до мая минимальное предложение в месяц обходилось 10,51 грн, то теперь самый бюджетный тариф составляет 14,21 грн в месяц.
В Национальной комиссии по вопросам регулирования связи называют произошедший отток некритичным. "За девять месяцев абонентская база сельских абонентов уменьшилась всего на 1,8%, в то время как в городах – всего на 0,8%", — заявила член НКРС Людмила Ежова. По ее мнению, начавшийся отток связан не столько с повышением граничных тарифов, сколько плохим качеством оказания услуг в селе из-за ее нерентабельности. "Если, например, кто-то украл телефонный кабель, то средств на его восстановление не окажется. В городе услуги местной связи уже приблизилось к себестоимости, а в селе это направление несет существенные убытки", — отмечает она.
Примечательно, что позиции Госспецсвязи и НКРС по отношению к тому, как повлияло увеличение тарифов на доходы от местной связи, сильно разняться. Людмила Ежова отмечает, что валовый заработок вырос. Кстати, ее позиция сходна с данными, представленными крупнейшим игроком на рынке местной связи, – "Укртелекомом" (компания контролирует около 80% этого бизнеса). Так, недавно в этой компании сообщили, что ее доходы от предоставления услуг местной фиксированной связи увеличились на 142 млн грн за 9 месяцев 2011 года за счет повышения тарифов.
В то же время данные Госспецсвязи демонстрируют более свежую тенденцию. Несмотря на то, что заработок от повышения расценок был искусственно увеличен в сентябре, буквально через месяц он снова начал падать. "Доходы от услуг фиксированной телефонной связи в октябре 2011 года уменьшились на 9,6 млн. грн. (c 681,3 да 671,7 млн. грн.– Авт.). Из них 5,8 млн. грн. за счет услуг местной телефонной связи и 3,8 млн. грн. — междугородной и международной телефонной связи", — сообщают в Госспецсвязи. Получается, если в сентябре заработок от местной связи составил 392,2 млн грн (что на 14,5 млн грн больше августовского показателя), то в октябре он снова просел до 386,4 млн грн.
В "Укртелекоме" на запрос "Комментариев" не отреагировали. Во втором по величине фиксированном операторе страны – группе компаний Vega – сообщили, что абонентская база с января по октябрь 2011 года уменьшилась на 4 %. Представители этого оператора прогнозируют, что в следующем году их клиентская база будет более стабильной. Мол, все, на кого повлияли граничные тарифы либо уже отключились, либо отключатся в текущем году. Однако в НКРС подумывают над еще одним этапом увеличения расценок. Как говорит Людмила Ежова, в следующем году неплохо было бы довести расценки на сельскую связь хотя бы до себестоимости. Хотя она подчеркнула, что четких планов по этому вопросу у комиссии пока нет.
В итоге ситуация, которая складывается в сфере фиксированной телефонии, получается довольно странная. С одной стороны на телефоны сохраняется огромная очередь, а с другой — существующие абоненты начинают задумываться над тем, а нужен ли им этот домашний аппарат. Услуга постепенно отживает свое, и рынок пытается выжать из нее максимум, пока еще осталось из чего выжимать.
Новости партнеров
Новости