Рубрики
МЕНЮ
Станислав Молчанов
Президент Виктор Янукович на прошлой неделе трансформировал Национальную комиссию по вопросам регулирования связи (НКРС) в Нацкомиссию по вопросам регулирования связи и информатизации (НКРСИ). Однако в положении о новом госоргане почему-то нет разъяснений, что же подразумевается под под звучным термином.
В указе говорится лишь, что телекоммуникационный регулятор теперь еще и отвечает за "обеспечение системности, комплексности и согласованности развития информатизации" … и некоего информационного общества в государстве.
Опрошенные "Комментариями" профильные чиновники рассказали о своем видении того, что скрывается под за этими определениями.
"Сам термин "информатизация" в контексте госрегулирования изжил себя еще 10-20 лет назад. Он дословно подразумевал внедрение информационных систем. Национальный регулятор уже не в состоянии контролировать этот процесс в подобной форме. Ведь инновационные технологии, телекоммуникации уже давно сегментировались и перегородились в отдельные отрасли экономики. И между ними, зачастую, есть мало чего общего", — размышляет один из бывших председателей нынешней комиссии.
Впрочем, существует и мнение, что термин информатизация наоборот позволит регулятору быть причастным к развитию совершенно конкретных инновационных сфер бизнеса.
"В положении о новой НКРС действительно нечетко прописано, что же входит в понятие "информатизация". В подзаконных актах предстоит добавить еще много вещей, которые позволят взглянуть на эту сферу более предметно. В любом случае, к информатизации должны быть отнесены такие сферы, как интернет, программное обеспечение и цифровая подпись", — заявил "Комментариям" глава Подкомитета по телекоммуникациям Верховной Рады Юрий Мороко.
Чиновник намекнул на то, что НКРСИ будет не единственным органом, который будет претендовать на то, чтобы встать у штурвала информатизации страны.
Прежде всего, речь идет об уже существующем Государственном агентстве по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины. В последние время складывалось такое впечатление, что это ведомство только и занималось тем, что придумывало пафосные лозунги в отношении того, как будут расти инновации в Украине. Чего только стоит прогноз главы этого органа на 2012 год: "Следующий год должен стать годом настоящих прорывов. На повестке дня — запуск тех механизмов, которые, прежде всего, способствовать насыщению экономики научными разработками и изобретениями".
Глава Украинского сетевого информационного центра Юрий Гончарук намекает на то, что, мол, бой уже проигран. "Комиссия пыталась перетащить на себя часть полномочий Госагентства. Но по факту мы видим, что у них ничего не получилось. Слово "информатизация" зафиксировалось только в новом названии регулятора, и нигде больше", — говорит он.
В итоге, как будет пытаться регулировать информатизацию НКРСИ, остается риторическим вопросом. Но у членов регулятора идей по поводу воплощения этой новой функции в жизнь на первый взгляд существенно больше, чем у их коллег.
"Какой-то определенный минимальный набор информационных услуг со стороны госорганов может осуществляться и в электронной форме, там, где это возможно", — рассуждал член НКРС Игорь Сиротенко в начале года, когда впервые стали известно о том, что регулятор скоро предстанет в новом качестве.
По его словам, есть много европейских стран, где граждане уже имеют возможность получать ряд государственных услуг, не выходя из дому: например: декларировать налоги, делать платежи, получать субсидии, отправлять в качестве официального обращения письма в госорганы. "Люди вместо того, чтобы потратить пару литров бензина, решают, что нужно потратить пару Килобайт информации. В итоге выигрывает общество в целом", — отмечает он.
Безусловно, эти идеи имеют право на жизнь и могут оказаться более чем востребованными. Напрашивается другой вопрос: "А что же в таком случае нужно регулировать, чтобы их достигнуть?" С телекоммуникациями все понятно: регулятор распределил радиочастотный ресурс, номера, коды – оператор начал работать, повысил тариф на отправку письма – "Укрпочта" увеличила доход, подняла зарплату пенсионерам. Информатизацию точно также по полочкам разложить нельзя. Для государства в целом это, естественно плохо. Инноваций как не было, так и нет. А вот для отдельных чиновников эта сфера может стать просто раем для реализации различных проектов с громкими названиями и размытыми целями. Яркий пример – образовательный проект "Открытый мир". Чиновники хотят зачем-то создать еще одну общеукраинскую сеть нового поколения, когда будут подключены миллионы школьников. Казалось бы, задача прогрессивная, если не учитывать тот факт, что эти же миллионы школьников уже давно "сидят" в интернете и без помощи государства.
Новости партнеров
Новости