Главная Новости HI-tech Шахматы на компьютере: какие программы разгромили человека
commentss НОВОСТИ Все новости

Шахматы на компьютере: какие программы разгромили человека

Еще совсем недавно – 10-15 лет назад – некоторые продвинутые программы только начинали выигрывать матчи против лучших шахматистов

7 декабря 2011, 00:27
Поделитесь публикацией:
Шахматы на компьютере: какие программы разгромили человека

Сейчас появляются монстры, которые уходят далеко вперед. Им смогут противостоять только равноценные искусственные решения.  Для того, чтобы с такими монстрами смог сразиться человек, нужно будет выпускать специальные облегченные версии.

 "Комментарии" подготовили ТОП-5 лучших шахматных программ, доступных украинским любителям.

Deep Blue

Разработчиком программы является корпорация IBM. В основе Deep Blue II находится ее сервер RS/6000, у которого есть 32 процессора. К каждому из этих процессоров подключено еще по 8 специализированных шахматных процессоров. Таким образом, всего функционируют 256 шахматных процессоров.

Программа Deep Blue известна двумя шахматными поединками машины и человека: матчем Deep Blue против Гарри Каспарова (Филадельфия, февраль 1996), который завершился со счетом 2:4 и еще одним матчем с теми же участниками, который состоялся в Нью-Йорке в 1997 году. В нем результат был противоположенным: машина одержала победу над лучшим шахматистом со счетом 3:2.

После разгрома Каспарова шахматные матчи человека и машины потеряли популярность, так как в них уже не было никакого смысла.

Программа базируется на алгоритме решения задачи, правильность которого для всех возможных случаев не доказана. Но известно, что он дает достаточно хорошее решение в большинстве случаев. В реальности же доказано, что этот алгоритм формально неверен (дает неверный результат только в отдельных, довольно редких случаях) .Проще говоря — это не полностью математически обоснованный, но при этом на практике охотно используемый алгоритм.

Основные особенности программы следующие:

- не гарантирует получение лучшего решения;
- не гарантирует получения решения, даже если оно явно существует (возможен "пропуск цели");
-может дать неверное решение в некоторых случаях.

Deep Junior

Deep Junior — эта шахматная программа, созданная программистами Израиля Амиром Баном и Шайем Бушинский. Гроссмейстер Борис Альтерман помогал в ее выпуске, особенно в работе над дебютной книгой. Версия под названием Deep Junior разработана для многопроцессорной компьютерной обработки.
Одним из новшеств Junior в сравнении с другими шахматными программами является способ расчета ходов. Junior считает ортодоксальные, обычные ходы в два хода, в то время как неординарные и "интересные" ходы считает в один ход или даже меньше.Таким образом, нестандартные варианты анализируются четче, чем менее многообещающие линии. 

Еще один подход, заложенный в программу ее проектировщиками, — использование поведения противника: Junior способен делать ходы, которые не являются объективно сильнейшими, но дальнейшая игра приводила бы к слабостям у противника.

Junior выиграл Чемпионаты мира по шахматам среди микрокомпьютерных программ (WMCCC) в 1997 и 2001 годах, и Чемпионаты мира по шахматам среди компьютерных программ (WCCC) в 2002, 2004 и 2006 годах, организованные Международной ассоциацией компьютерных игр.

В 2003 году Deep Junior участвовал в матче из 6 партий против Гарри Каспарова, закончив его с ничейным результатом 3-3. В декабре 2006 года он выиграл матч у Теймура Раджабова.В июне 2007 года Deep Junior выиграл "бесконечный компьютерный шахматный вызов", организованный ФИДЕ, победив в матче Deep Fritz со счетом 4-2.

Deep Fritz

Fritz — немецкая шахматная программа, разработанная Францем Моршах и Матиасом Файст и изданная ChessBase. Моршах и Эд Шредер создали шахматную программу в начале 1980-х.  Самая успешная версия этой программы  под названием Fritz 11 была выпущена в ноябре 2007 года.  Версия шла с лучшими рекомендациями международного мастера Джошуа Вайцкина.

Основным отличием Fritz 11 является то, что он заставляет думать способами, которыми игрок  никогда не пользовались раньше. Компьютерная начинка программы с каждым ходом констатирует снижение шансов человека на благоприятный исход в матче.

Разработчики уже обещали запустить специальную облегченную версию программы, когда при первой победе машины над человеком, компьютер намеренно начинает спешить и просчитывать не по 3 триллиарда ходов в секунду, а всего по 2,8.

В 1995 году Fritz 3 выиграл Чемпионат мира по шахматам среди компьютерных программ в Гонконге, неожиданно победив известную версию прототипа компьютера Deep Blue. В  2002 году Deep Fritz сыграл вничью 4-4 в матче в Бахрейне против чемпиона мира по классическим шахматам Владимира Крамника.В  ноябре 2003 года, Fritz X3D, версия Deep Fritz с трехмерным интерфейсом, сыграла вничью в четырех партиях против Гарри Каспарова.

Rybka

Rybka — компьютерная шахматная программа, разработанная мастером международного класса по шахматам Васиком Райлихом. С мая 2008 года по декабрь 2010 года Rybka была сильнейшей шахматной программой во всех известных рейтинг-листах
Программа поддерживает однопроцессорный и многопроцессорный (SMP) режим. Всего используется до 2048 ядер. Существуют как 32-битные, так и 64-битные версии.

Rybka — программа с закрытым исходным кодом, однако некоторые детали известны: Она хорошо использует просчет агрессивных ходов при оценке позиций Более неторопливые неострые ходы программа как бы не замечает. Детали функции оценки неизвестны.

Хотя есть информация, что, начиная с версии 2.3.1,  в программе использованы идеи гроссмейстера Ларри Кауфмана, большая часть которых была предложена в его публикациях о материальных дисбалансах 1990-х годов.

Houdini

Houdini — шахматная программа для Windows, разработанная Робером Ударом из  Бельгии. В феврале 2011 года Houdini 1.5a выиграла матч из сорока партий у программы Rybka со счетом 23 — 16. Таким образом, Houdini стала сильнейшей шахматной программой мира на начало 2011 года. Версия программы 1.5А бесплатная для некоммерческого использования, последняя версия 2.0 доступна за небольшую плату.

Есть 32-битная и 64-битная версии программы. В отличие от других доступных программ Houdini оценивает любую позицию гораздо более точно.  Шахматисты-любители очень любят эту программу также за то, что она позволяет им настраивать ее под себя. В меню можно разные  выбирать  варианты из большого количества дебютных баз (возможности начала игры). Таким образом, эта программа является не только самой сильной, но и более ориентированной на пользователя, чем ее аналоги.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Александр Абрамук
comments

Новости партнеров


Новости

Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!