Рубрики
МЕНЮ
Станислав Молчанов
Для этого они намерены использовать новую и совсем не раскрученную технологию передачи данных – NFC (Near Field Communicaton). NFC – технология позволяющая бесконтактный обмен данными на расстоянии до 10 см. Она идеально подходит для организации платежей с использованием смартфона в качестве кредитки.
В Украине первыми инициаторами NFC-движения решили стать мобильные операторы. Как сообщили "Комментариям" на пресс-брифинге компании "МТС", оператор начинает реализовывать специальные сим-карты с миниатюрной встроенной антенной поддерживающей NFC. Представители компании объяснили, что они решили со своей стороны подталкивать рынок платежей, которые осуществляются "одним взмахом" смартфона, так как производители мобильных телефонов пока не начали массовую продажу аппаратов с подобной встроенной функцией. Обладатели старых сим-карт смогут обменивать их на новые NFC-карты. В МТС считают, что 2012 год станет годом подъема NFC-технологии, а в 2013 она начнет использоваться повсеместно.
По мнению экспертов компании, основной результат, который принесет новшество – избавление потребителей от необходимости носить мелкие деньги в кармане. Своего рода кошельком станет сам мобильный телефон. NFC в первую очередь будет внедряться в общественном транспорте (главным образом, в метро), вендинговом бизнесе (различного рода автоматы – кофематы, игровые автоматы, автоматы по продаже шоколадок, чипсов, билетов, игрушек и пр.), на автозаправках, и в розничных торгових сетях.
Прогнозы независимых экспертов подтверждают обоснованность ожиданий мобильщиков. Согласно данным аналитической компании IMS Research, в 2011 году 35 миллионов телефонов с поддержкой NFC было поставлено сборщиками. Аналитики из этой компании считают, что объемы поставок могут вырасти до почти 80 миллионов к концу 2012 года.
"Большинство ведущих производителей мобильных телефонов объявили о начале продаж телефонов с поддержкой NFC за последние 12 месяцев. Это Samsung, RIM, Nokia и HTC", — заявил старший аналитик IMS Research Дон Тейт. Но один из самых сильных игроков на рынке смартфонов – Apple – до сих пор не встроила эту функцию в свои устройства. Поговаривают, что NFC появится в новом iPhone 5 в следующем году вместе с приложением iWallet (электронный кошелек).
Мобильные операторы и производители устройств являются далеко не единственными компаниями, которые хотят успеть на NFC-поезд. Так, в этом году Google представил свой электронный кошелек – Google Wallet. Правда функцию платежей с телефона сейчас поддерживает только гуглофон Nexus S. Он позволил его обладателям рассчитываться в розничных сетях в Сан-Франсиско и Нью-Йорке этой осенью.
Кроме того, технологией заинтересовались финансисты. Visa провела испытания своей новой платежной системы payWave в США. Осуществлять платежи смартфоном позволяет специальная microSD карта, которую можно вставить в устройство. Visa объявила о том, что ее система будет взаимодействовать с Google Wallet. Но амбиций у этой компании гораздо больше: она добивается того, чтобы новую систему поддерживал каждый смартфон и каждый банк.
Если такие платежные системы как Visa и Mastercard добьются успеха, то они могут вытеснить с зарождающегося рынка мобильных операторов. Ведь цели у финансовых и телекоммуникационных компаний одинаковы: стать виртуальными кошельками пользователей смартфонов, оборудовав их специальными чипами, и по факту проведения финансовых операций, получать определенный процент с оборота.
Украинские мобильные операторы подстегивают себя тем, что в мире уже зарождаются альянсы сотовых гигантов, которые готовятся разносить NFC по миру. Так, американские компании AT&T, T-Mobile и Verizon Wireless в этом году объявили о создании СП, инвестиции в которое по слухам составят $100 млн. Планируется, что операторский NFC-cервис появится в середине 2012 года и будет поддерживать платежи через системы Visa, Mastercard, Discover и American Express в рознице.
Несмотря на то что в последнее время иностранные новостные агентства переполнены заголовками о грядущем успехе NFC, на пути внедрения этой технологии есть еще множество сложностей. Во-первых, для того, чтобы платежи работали, каждая точка продаж (любого товара) должна быть в обязательном порядке оборудована специальным NFC-терминалом. Это означает, что продавцам нужно делать существенные инвестиции в переоснащение кассовых устройств. Небольшие компании, занимающиеся вендингом и розницей, вряд ли пойдут на то, чтобы выделить десятки тысяч долларов на внедрение системы, которой их некоторые покупатели будут пользоваться лишь через 2 года в лучшем случае. Здесь выход один: операторы и банки должны помогать мелким компаниям с перевооружением ради того, чтобы их чипы было, где использовать. Таким образом, рынок может быть постепенно искусственно сформирован.
Вторая проблема больше характерна для украинского рынка: электронные кошельки и электронные деньги у наших граждан пока не вызывают большого доверия. Поэтому обзавелись ими лишь немногие. Самым простым вариантом в местных реалиях было бы использование непосредственно счета абонента в телекоммуникационной компании, что и делается в некоторых странах. Но в нашей стране операторы не могут обрабатывать транзакции, не связанные с телеком-услуами, через мобильный счет.
Поводя итог можно сказать, что как операторы, так и банки, не смотря на сложности, будут в ближайшие года изо всех сил пытаться внедрить "десятисантиметровые" платежи, так как для них это окажется существенным источником дополнительного дохода. Их не пугает даже то, что ряд экспериментальных проектов по NFC в разных странах провалились.
Например, в 2007-2008 годах британский оператор O2 провел пробный проект в Лондонской системе общественного транспорта. Оператор позволил 500 владельцам специальных устройств ездить по городу на метро, автобусах и поездах, оплачивая проезд, одном взмахом руки возле NFC-терминала. Кроме того, "подопытные" могли покупать таким образом в уличных магазинчиках разные мелочи и сэндвичи на сумму не более £10.
Несмотря на то, что 89% британцев, принявших участие в эксперименте, оказались очень довольны новшеством, популярной услуга пока так и не стало. Вероятно, NFC относится к такому виду услуг, которую сначала нужно постоянно и упорно навязывать. И только когда потребители уже не смогут больше без нее обойтись, операторы начнут получать прибыль.
Новости партнеров
Новости