Рубрики
МЕНЮ
Станислав Молчанов
Первые существенно экономят на общении с дальними и близкими родственниками, а вторые ломают голову над тем, чтобы возместить потери.
Некогда популярные в стране международные и междугородние звонки со стационарных телефонов быстро уходят в прошлое. Согласно данным Госкомстата, в прошлом году население наговорило на этих направлениях всего 906 млн грн. Это почти в два раза меньше, чем в 2010 году – 1,656 млрд грн. Пик развития этой стремительно устаревающей услуги пришелся на 2005 год. Тогда частные абоненты наговорили в общей сложности на 2,9 млрд грн.
Такая тенденция в первую очередь сказывается на доходах крупнейшего фиксированного оператора страны "Укртелекома". Так, в первом полугодии предприятие заработало в общей сложности на междугородке и международке 374 млн грн., что на 77 млн меньше, чем за аналогичный период 2010 года.
В бывшем государственном монополисте отмечают, что ситуация не критичная. "Падение трафика продолжается по всем направлениям (местный, междугородный, международный, звонки на сети мобильных операторов), однако, его глубина меньше чем за предыдущие периоды", — говорится в сообщении компании. В сотовых компаниях с международкой дела обстоят более стабильно. "По результатам 9 месяцев 2011 года мы не видим снижения доходов от этого вида трафика", — заявил директор по маркетингу "МТС Украина" Святослав Горбань.
Эксперты отмечают, что причины падения междугороднего и международного трафика отличаются.
В первом случае речь идет о размывании рынка, как такового: у мобильных операторов, куда перетекает голосовой трафик "Укртелекома", как правило, принцип тарификации общенациональный. "В пределах Украины в мобильной сети тариф абонента не зависит о того, звонит ли он в соседний дом, в другой город, в другую область, или в маленькое отдаленное село. Другими словами, в мобильной телефонии отсутствует само понятие "междугородной связи", — заявляют в пресс-службе "Киевстара". "Цены на мобильную связь продолжают падать, а на фиксированную — растут, поэтому не удивительно, что трафик уходит из фиксированных сетей в мобильные", — добавляет Святослав Горбань.
В случае же с международкой, большая часть трафика, которое генерирует население, просто-напросто "утекает" в интернет: люди очень быстро разобрались и привыкли к таким интернет-приложениям как Skype. Они позволяют звонить в разы дешевле, чем с домашнего телефона.
Однако, как показывает статистика, замещения старого типа услуг связи на новые не приводит к увеличению доходов операторов. Наоборот, рынок начинает сдуваться.
Так, при стремительном сокращении международных и междугородних звонков, заработок от предоставления таких услуг населения, как мобильная связь и bнтернет-доступ из года в год растет очень медленно. Согласно данным Госкомстата, частные пользователи в прошлом году потратили на мобильную связь 9,654 млрд грн (что на всего на 7% больше позапрошлогодней цифры), а на Интернет- 2,640 мдрд грн (рост – 16%). При этом следует учитывать, что в мобильной связи расценки на голосовые услуги более или менее стабильны. Сегмент растет в основном благодаря увеличению доли дополнительных услуг (интернет, контент). В сфере интернет-доступа среднемесячный доход с одного абонента и вовсе падает в последние годы из-за демпинговых войн. Общий заработок рынка немного увеличивается только за счет активного подключения новых домашних пользователей. За 2011 год, по данным Госкомстата, их стало на 765 тыс. больше.
Это говорит о том, что украинцы научились хорошо экономить на тех услугах связи, которые еще 5-7 лет назад обходились им в разы дороже. Телекоммуникации в общей массе стремительно дешевеют, и компенсировать потери операторам пока нечем.
Генеральный директор "Телесистем Украины" (PEOPLEnet) Михаил Пайкин считает, что в дальнейшем сокращение доходов от междугородней и международной связи продолжится. А вывести рынок из стагнации, по его словам, можно будет только за счет развития конкуренции.
"Украинский рынок связи перенасыщен. Но, как и на всех капиталистических рынках, остается один выход: конкуренция, в результате которой часть компаний обанкротится, кто-то кого-то поглотит. Тем, у кого несовременная инфраструктура и недостаточно капиталовложений, будет сложно", — отмечает Пайкин. По его словам, в выигрыше окажутся те телекомоператоры, которые простроили оптоволоконные сети, а не продолжают обслуживать медные. Ведь на базе более современной инфраструктуры можно предоставлять массу новых услуг, на которых в будущем, возможно, и получится заработать.
Новости партнеров
Новости