Рубрики
МЕНЮ
Станислав Молчанов
Глава Национальной комиссии по вопросам регулирования связи и информатизации Петр Яцук рассказал "Комментариям", как можно заставить отрасль снова расти.
На прошлой неделе закончился Всемирный мобильный конгресс в Барселоне. На этом мероприятии главы крупнейших операторов Европы поднимали вопрос о том, что им приходится постоянно "расширять" сети из-за утяжеления контента. В то же время они ничего не получают взамен. Как Вы думаете, по какому пути пойдет регулирование в Европе в отношении контент-услуг и куда будет двигаться Украина?
- Наблюдается мировая тенденция, когда регуляторы начинают задумываться о том, чтобы начинать регулировать не сам контент, а доступ к online-услугам. Глава Deutsche Telekom заявил о том, что у них остановился рост доходов. Мы еще в начале прошлого года говорили о том, что рынок телекоммуникаций останавливается в развитии. За прошлый год мы получили 6% роста. Но это только благодаря изменению тарифов и в незначительной мере — развитию широкополосного доступа в интернет. Новые доходы можно получать только благодаря монетизации услуг доступа к контенту. Операторы связи хотят и имеют полное право зарабатывать на передаче данных интернет-приложений. Это естественно. На сегодняшний день все сети используются только как транзитная труба. В результате, компании не хотят продолжать модернизировать сети. Поэтому мы однозначно будем разрабатывать нормативные документы в сфере регулирования доступа к услугам, информации, контенту. Мы находимся на первом этапе – только открываем дверь. И мы не знаем, что за ней будет.
Я так понимаю, нужно будет начинать переговоры, как с операторами рынка телекоммуникаций, так и с компаниями, предоставляющими Интернет-услуги…
- Конечно. Вот яркий пример – Skype. За три года из неизвестной компании она превратилась в миллиардный по стоимости актив. Она работает на базе облачных технологий. Эта компания, можно сказать, виртуальная. Кроме сотрудников и оборудовании, на котором они работают, основную стоимость Skype формирует программное обеспечение. Деньги она приносит большие. Вместе с тем растет и нагрузка на сети. Операторам связи некуда деваться. Регуляторы требуют от них улучшения качества услуг – расширения сетей. Но у операторов на это уже нет денег. Вот это проблема. И если мы ее не решим общими усилиями, то она только усугубится. И у нас будет 100 Мбит/сек – скорость доступа к сети, но качество предоставления услуг – как по dial up (устаревшая технология передачи данных). А новые мобильные сети четвертого поколения – 4G (LTE) – просто станут не окупаемыми.
На Всемирной конференции радиосвязи в Женеве были приняты резолюции об активном использовании под мобильную связь частот из диапазона ниже 1 ГГц. Какие решения будет принимать в этом ключе Украина? Может, будут внесены какие-то изменения в план использования радиочастот?
- По итогам работы конференции сейчас готовится отчет. На его основе будет разработаны изменения в план использования частот. Но какими они будут, пока говорить рановато. Я думаю, конкретные инициативы появятся во втором квартале. Европа в обязательном порядке будет развивать на частотах 790-862 МГц, которые предназначались ранее для цифрового ТВ, исключительно мобильную связь четвертого поколения. У нас на сегодняшний день этот спектр занят. Руководство нацпроекта "Открытый мир" хотело получить частоты под строительство сети 4G в этом диапазоне. Но, к сожалению, мы их выдать не можем.
Я так понимаю, с конкурсами на 3G (UMTS) ситуация не поменялась. Они заморозилась, так как государство не выделило деньги на проведение радиочастотной конверсии в диапазоне 2 ГГц.
- Изменений пока нет.
Недавно НКРСИ одобрила передачу большей части радиочастотного спектра под GSM-900 и GSM-1800 "Украинских радиосистем" (TM Beeline) материнской компании "Киевстар". В результате оператор сконцентрировал у себя около 50% частот в этих диапазонах. Может ли теперь "Киевстар" запустить 3G на базе существующего спектра, которого у него предостаточно?
- Операторы по закону могут обменяться частотами. И это в данном случае было бесплатно сделано. Но если компания хочет получить частоты в новом технологическом качестве – ей придется за это заплатить в бюджет. Кроме того, юридически перевести частоты из одной технологии в другую невозможно. Для этого нужно будет получить эти частоты заново и заплатить соответствующие деньги.
АМКУ начал в январе расследование ценообразования услуг роуминга "Киевстара" и "МТС Украина". Есть подозрения, что они могут существенно завышать расценки. НКРСИ привлекается к расследованию?
- Мы предоставили всю информацию, которую нас попросили. Расследование назревало давно. Но прямо обвинить операторов, что они нарушают антимонопольные законы, юридически будет очень сложно. Проблема не в наших операторах, а в их договоренностях в других странах. Я встречался в Женеве с главой BEREC (объединение европейских регуляторов связи) и обсуждал возможность присоединения Украины к директиве Еврокомиссии по роумингу. В Европе несколько лет назад было принято решение, что расценки на роуминг в зоне ЕС должны ежегодно снижаться. Соответственно тамошние операторы начали пытаться больше зарабатывать на приезжих извне, в том числе и из Украины. А если мы попадем вовнутрь союза, ситуация должна нормализироваться. Поэтому мы начали работать над этим.
Недавно народные депутаты зарегистрировали законопроект, который позволяет операторам отключать абонентов, если их телефоны попали в черный список "Укрчастотнадзора" по IMEI-коду. Когда, по Вашим оценкам, это может заработать в полном объеме?
- Это вопрос к депутатам. Мы их поддерживаем. Сейчас идет техническая отработка документа в профильном комитете. Я хочу сказать, что сейчас появилась другая проблема – подмена номеров IMEI. На нелегально ввезенные телефоны перепрошивают идентификационные коды старых мобилок из легальной базы, которые уже давно отработали свое и не используются. Это уже не единичные случаи. Теперь мы будем нарабатывать новые решения, которые будут добавлены в закон, чтобы ликвидировать появившиеся клоны.
В прошлом месяце НКРСИ провела ряд консультаций с разными международными организациями по поводу создания фонда универсальных услуг. Появились ли какие-то новые идеи, которые можно использовать в Украине?
- Во всех странах, где существует фонд универсальных услуг, основная идея его работы – это не компенсация убытков старых услуг, а развитие новой социально важной инфраструктуры. Этой идеи придерживаемся и мы. Во многих странах пошли еще дальше: за счет фонда обеспечивается не только организация телефонной связи и Интернет-услуг, но и еще развитие дополнительных проектов на базе телеком-сетей. Например, подключение к Интернету школ, разработка программных продуктов, обеспечивающих контроль доступа детей к "взрослому" контенту. В других странах ФУУ позиционируют как своеобразный фонд стратегических инициатив в сфере ИКТ.
Мы хотим также использовать международные идеи по предотвращению выплаты средств фонда только одному участнику рынка. Для этого прописывается доля субсидий фонда, на которые может претендовать один игрок.
Когда можно ожидать принятия нормативных документов по фонду социальных услуг ИКТ в Украине?
- Соответствующий законопроект уже подготовлен. Сейчас мы будем рассматривать, каким образом можно его расширить, учитывая полученные новые данные и идеи. Скорее всего, на первом этапе мы включим в него минимальное количество задач. Перегруженные проекты тяжело проходят через Верховную Раду.
Какая будет установлена ставка дополнительного спецсбора с услуг телекоммуникаций, за счет которого и будет формироваться фонд?
- Цифра окончательно не определена, но мы просчитали, что больше 3 % устанавливать не нужно. Планируем, что если на первом этапе, она будет закреплена на одном уровне, то в будущем она будет снижаться.
Планируете ли повышать в этом году тарифы на фиксированную местную связь в городах и селах?
- К нам обратились операторы с такой инициативой. Мы сейчас обдумываем, насколько это целесообразно. Компании однозначно терпят убытки. А вот каким образом их компенсировать? Прямое поднятие тарифов приводит к отсеву абонентов. Значит оно не достаточно эффективно. Повышение должно быть введено в комбинации с другими нормами оказания услуг, основанных на экономии затрат компаний.
Когда будет внедрена услуга сохранения телекоммуникационного номера при смене оператора связи (MNP)?
- Только что мне передали на ознакомление предфинальную версию технических условий оказания этой услуги, подготовленную Госспецсвязи. Как только она будет утверждена, то мы достаточно быстро разработаем необходимые правила сохранения номера.
Некоторые мобильные операторы ожидают от НКРСИ дальнейшего снижения ставок интерконнекта (взаимосоединения сетей) в следующем году. Собираетесь ли это делать?
- Когда мы в прошлом году установили симметричные ставки доступа на фиксированные и мобильные сети в размере 36 коп/мин, то операторы говорили, что этого по разным причинам делать нельзя. Но потом, внеся изменения в бизнес-планы, сказали, что им это интересно. Теперь назревает второй вопрос – дальнейшее снижение ставок. Обрушивать рынок, приняв решение об обнулении ставок, никто не будет. Это нужно будет постепенно делать. В этом году изменение интерконнект-тарифов не планируется.
Были ли приняты какие-то решения по подготовленному НКРСИ проекту "Цифровой район" (интернетизация сел, сокращение "цифрового разрыва" с городом)?
- Мы подали заявку в Минэкономики и Минфин. Проектом заинтересовался Кабмин, но денег в бюджете на его реализацию пока нет. Возможно, они появятся, если в бюджет будут внесены изменения в течение года.
Какие представленные на Всемирном мобильном конгрессе пользовательские устройства Вам больше всего запомнились?
- Вы знаете, революционных новинок не встретил. Улучшается программное обеспечение смартфонов. Появились гаджеты на базе новых версий Android и Windows Mobile. У устройств чуть-чуть меняется корпус и внешний вид, добавляется функциональность. Сказать, что появились устройства, которые радикально поменяют рынок, как когда-то это удалось сделать Apple, выпустив iPhone, нельзя.
Новости партнеров
Новости