Рубрики
МЕНЮ
Станислав Молчанов
В отрасли телекоммуникаций не осталось ни одного быстрорастущего направления. Насыщение на рынке предоставления интернет-доступа в домохозяйствах подкралось незаметно. По данным Госкомстата, в первом месяце этого года доходы интернет-операторов от предоставления услуг населению выросли всего на 7% по сравнению с предыдущим январем и составили 238 млн. грн.
За последние два года темпы роста интернет-рынка сокращались также стремительно, как и росли 5 лет назад. Так, в 2010 году заработок компаний возрос на 43% составив 2,272 млрд грн, а за прошлый год оборот операторов домашнего интернета увеличился лишь на 16%, составив 2,640 млрд.
Причем крупнейший игрок этого рынка — "Укртелеком" по предварительным оценкам увеличил заработок от скоростного доступа в целом (домашние и корпоративные клиенты) всего на 8% в 2011 году (до 1,27 млрд грн.)
Основной причиной стагнации является даже не демпинг, который лютовал в отрасли в 2009-2011 годах, когда в городах появлялись новые провайдеры, которые считали единственным методом конкуренции демпинг. Просто-напросто интернетчикам стало некого подключать. И темп набора абонентской базы резко снизился. Согласно данным Госкомстата на 1 января, к сети уж подсоединилось 3,8 млн. домохозяйств.
Это, казалось бы, не такая уж и большая цифра и еще есть потенциал для роста. Но данные исследования по рынку недвижимости компании Baumarketing, свидетельствуют об обратном. Оказывается, в распоряжении украинцев есть около 8 млн. квартир в многоквартирных домах. Частными домами же владеют около 11 млн. человек. А в частный сектор проводить скоростной интернет на основе оптоволоконных линий мало кто осмелится – не рентабельно. Вот и выходит, что реальное проникновение домашнего интернета в украинских квартирах – около 50%.
Реальный уровень проникновения квартирного интернета может оказаться даже несколько выше, если не учитывать большую часть заброшенных домохозяйств на промышленном востоке страны.
О том, что интернетом, кто хотел, уже обзавелся, свидетельствует и стабилизация продаж персональных компьютеров. Аналитики из компании IDC считают, что в общей сложности за весь год в Украину в 2011 году будет поставлено более 1,5 млн. мобильных компьютеров и 950 тыс. настольных – не намного больше, чем в 2010-ом. Почти все купленные устройства через некоторое время оказываются в сети. "По нашим прогнозам, в середине 2012 года доля подключенных к интернету компьютеров уже превысит 80%", — заявила старший исследователь отдела исследований телеком-рынка GfK Ukraine Соломия Глибовицкая .
При этом статисты уже второй год подряд декларируют преобладание ноутбуков над стационарными десктопами. Это еще один камень в огород операторов стационарного интернета. Человек, купивший ноутбук, жаждет мобильного подключения. Альтернатив у него в этом случае несколько: либо подключиться к уже довольно развитым в стране CDMA-сетям, которые предоставляют более скоростное подключение, нежели GSM-операторы, либо купить стартовый пакет 3G (UMTS) оператора "Тримоб", либо искать WiMax-сети. Используя модем, пользователь может быть вполне удовлетворен сервисом. Худо ли бедно, он сможет сидеть в соцсетях, просматривать веб-странички или при хорошем стечении обстоятельств – даже ролики на YouTube. Получается, единственное, что нельзя сделать через мобильный интернет – так это накачать вдоволь фильмов из торрент-трекеров.
Таким образом, беспроводной сотовый интернет составляет реальную конкуренцию проводному даже в городах с моногоэтажками, не говоря уже о частном секторе, где кабельного интернета просто нет. И доля мобильных-интернет подключений постоянно растет. По оценкам "Комментариев", в стране этой услугой уже пользуются уже около 1,5 млн. человек (не считая GSM-модемов). В ближайшем будущем на этом рынке появятся новые активные игроки – бюджетные спутниковые интернет провайдеры (на базе спутников, работающих в малоосвоенном Ka-диапазоне). Они нацелены на отдаленные районы, куда "сидиэмэйщики" и 3G еще не дотянулись.
А операторы домашнего интернета продолжают обволакивать города проводными сетями, инвестируя в воздух. Один из крупнейших игроков этого рынка "Киевстар" в начале года отрапортовал о том, что в течение 2011 года подключил к сети широкополосного интернета 100 новых городов, проложив для этого 5 тысяч километров оптического волокна. При этом доход компании от этого вида деятельности весьма скромен – за три квартала прошлого года оператор заработал на этом направлении 111 млн. грн.
Другие два мобильных оператора – "МТС-Украина" и "Астелит" (life:)) – решили пока не заявлять о себе на рынке домашнего проводного интернета, ограничившись точечными пробными проектами. Видимо, их менеджеры решили для себя, что овчинка выделки не стоит.
Тем временем, руководители проводных операторов предпочитают уже второй год подряд тешить себя надеждой о том, что вот-вот начнется бум на подключения в регионах. А он все не начинается и не начинается.
Близкие к руководству страны менеджеры из "Укртелекома" пробовали даже искусственно спровоцировать спрос на скоростные подключения в селах – через продвигаемые госструктурами национальные программы: "Цифровой район" (сокращение цифрового разрыва с городами), "Фонд универсальных услуг" (компенсация строительства оптоволоконных линий за городом главным образом за счет надбавок к тарифами мобильных операторов). Он приближающиеся выборы не дадут этим далеко неоднозначным инициативам бесшумно пройти через Верховную Раду. Остается ждать следующего года.
Часть управленцев посчитало, что они смогут увеличить доходы с существующих абонентов, продавая им новые услуги онлайн-видео. Но пользователи оказались гораздо предприимчивее их, и сами начали покупать приставки и телевизоры, позволяющие им смотреть в сети все что угодно. Причем совершенно бесплатно.
Еще одна туча, которая нависла над телевизионными дополнительными услугами интернетчиков – нацпрограмма цифрового эфирного ТВ. Государство решило бесплатно показывать украинцам 32 канала и даже купить льготникам цифровые декодеры для приема сигнала. Эта инициатива может подкосить существующий кабельный бизнес, который у ряда операторов идет "в одном пакете" с проводным интернетом (яркий пример – "Воля").
Ответ на вопрос, как увеличить доход на таком сложном рынке и побыстрее вернуть инвестиции очевиден – нужно как можно быстрее консолидироваться в крупные группы компании. Это поможет сократить операционные расходы и даст шанс несколько повысить цены для конечных потребителей. А на мечты о региональной экспансии и о миллионах дополнительных услуг нужно еще раз посмотреть трезвым взглядом.
Новости партнеров
Новости