Мобильную связь испытают "на вшивость"
Государство начало контролировать качество сотовой связи. И начать оно решило с Евро-2012
Украинский государственный центр радиочастот (УГЦР) в тестовом режиме стал измерять показатели качества мобильной связи в четырех городах проведения матчей чемпионата Европы по футболу, о чем на днях сообщил директор ведомства Павел Слободянюк. Для этого УГЦР пришлось нанять компанию, имеющую измерительную лабораторию с необходимым уровнем аккредитации. Собственного оборудования у государства пока нет. Да и опыта проведения таких работ тоже.
Ведь только на своем прошлом заседании Национальная комиссия по вопросам регулирования связи и информатизации (НКРСИ) одобрила проект изменений к Закону "О радиочастотном ресурсе", который предполагает, что УГЦР будет наделен новой функцией — технического контроля показателей качества услуг мобильной связи. С этой целью предприятие будет проводить радиочастотный мониторинг и каждые шесть месяцев отчитываться перед НКРСИ по вопросам качества связи. Кроме того, в лицензионных условиях пользования радиочастотами, которые обязательны для исполнения, НКРСИ предложила добавить пункт о том, что операторы должны выполнять условия по показателям качества мобильной связи.
Параметры качества мобильных услуг были утверждены два года назад. И сейчас согласно нормам количество неуспешных вызовов не должно превышать 10%, а разрывы связи могут происходить в менее чем 5% звонков. Сеть оператора может "висеть" не более 5% от времени контрольного замера, а СМС должно приходить к абоненту за менее чем 30 секунд. "В последнее время абоненты стали более активными. Они жалуются на то, что в том или ином регионе у них случаются проблемы со связью. Но у НКРСИ сейчас нет механизмов, как замерить качество и принять соответствующие меры. Мы направляли письма операторам, чтобы те отчитались о покрытии, но предоставленная информация оказалась очень размытой", — рассказал Слободянюк. По его словам, задача тестирования во время Евро-2012 — собрать необходимые данные о том, как мобильные сети работают в пиковые нагрузки (в дни матчей они сравнимы с новогодними праздниками), и сопоставить их с показателями обычных дней. В ближайшее время УГЦР намерен завершить тендер и выбрать постоянного подрядчика для проведения мониторинга. А в дальнейшем полномочия предприятия могут быть расширены, и оно само будет в состоянии оценить качество услуг. Однако для этого потребуется внесение изменений в Закон "Об использовании радиочастотного ресурса". "Если примут изменения к закону, это будет непростая задача. Двенадцать лет мы выстраивали систему по радиочастотному мониторингу. Контроль качества мобильной связи — это совершенно новая задача, которая потребует закупки нового оборудования", — уверен директор УГЦР.
Закон предлагается также доработать таким образом, чтобы НКРСИ могла пригрозить операторам серьезными санкциями в случае нарушения норм. А если очень нужно, регулятор даже сможет лишить сотовую компанию лицензии.
Операторы отнеслись к нововведению чиновников неоднозначно. "Нам кажется, что у рынка нет необходимости в административном регулировании вопроса качества связи. Это приведет к необходимости привлечения дополнительных человеческих и финансовых ресурсов для сбора, анализа и предоставления необходимой для анализа информации", — заявляют в пресс-службе "Астелит" (life:)). В "Киевстаре" считают, что без создания единой методики оценки качества связи для всех операторов вводить подобную систему крайне опасно. "В большинстве западных стран контроль качества возложен на свободный рынок. Конкуренция — лучшее мерило. Единственное, что указывается в лицензионных условиях большинства стран, — это процент покрытия", — заявляют представители этого оператора. В "МТС-Украина" уверены, что у них и так хорошая сеть. "Например, уровень успешных соединений составляет 98% при европейской норме 95%, а процент обрывов — менее 0,5% по сравнению со среднеевропейским 1%. Сервисные и технические перегрузки на сети — менее 1% против 2% в Европе", — заявляют в компании. При этом в МТС все-таки соглашаются, что в случае введения единых для всех параметров качества и методики его измерения абоненты смогут выбирать себе оператора не на основе деклараций самих компаний о качестве или рекламных слоганов, а руководствуясь подтвержденными фактами.
То, что операторы не в восторге от дополнительного контроля, — понятно. Ведь регулятор полагает, что радиочастотный мониторинг будет осуществляться исключительно на платной основе — за счет компаний, имеющих лицензии на частоты общего пользования. А перспектива серьезных санкций, вплоть до лишения лицензии, может стать еще одним инструментом неконкурентной борьбы на рынке.