Рубрики
МЕНЮ
Станислав Молчанов
Как пишет "Компьюлента", ПО выдаёт 8-секундные фрагменты, состоящие из случайных звуков, — "петли" (loops), сформированные из базы "аудиогенов". В ходе процесса, который сродни половому размножению, "лупы" обмениваются кусочками кода и создают "потомство". В случайном порядке вставляется новый материал — так возникают "генетические мутации". "Потомство" сохраняет высоту, другие характеристики тона и ритм "родителей", но имеет и собственный уникальный материал.
Раньше с DarwinTunes мог работать только один пользователь, решавший, какие "петли" будут "размножаться". С одной стороны, это имело смысл, ведь зачастую один-единственный гениальный композитор способен определить дальнейшее развитие музыки — по сути, навязав его части аудитории (которая немедленно начинает считать себя самой передовой). Но в действительности, конечно же, развитие музыки — процесс многонаправленный и очень сложный, с участием огромного количества людей и вкусов (Бетховен не был столь популярен, как "Битлз").
Маккаллум отмечает, что однопользовательская версия могла дать представление о работе отдельно взятого композитора (которого исследователь сравнивает с заводчиком породистых собак). Но она не способна была показать, как музыка развивается во всём своём многообразии.
Новая версия DarwinTunes адаптирована для Интернета. В тестировании приняли участие почти семь тысяч человек. Они оценивали каждый звуковой цикл по пятибалльной шкале. В соответствии с законом выживания наиболее приспособленные "петли", получавшие максимальные оценки, "скрещивались" и порождали новые фрагменты. "Потомство" снова оценивалось — и таким образом слушатели "вывели" около двух с половиной тысяч "поколений" (официальный эксперимент на этом завершился, но пользователи продолжали игру). В конечном итоге то, что поначалу было случайным шумом, превратилось в приятную музыку.
Маккаллум подчёркивает, что своей программой он вовсе не собирается отправить на пенсию современных композиторов. DarwinTunes не смогла произвести то, что действительно тронуло бы сердце и душу аудитории. В определённый момент искусственные секвенции перестали получать всё более высокие оценки, навеки оставшись на уровне той "лёгкой" музыки советского эфира, о которой Иосиф Бродский писал, что у неё нет автора, она творится самим теле- и радиоприёмником.
Возможно, дело в том, что в природе ДНК двух родителей не передаются потомству случайно: ребёнок получает по одной копии гена каждого из родителей, и гены работают, когда, где и как они должны работать. Поэтому в новой версии программы разработчики хотят повысить контролируемость процесса производства "потомства" и тем самым вывести искусственную музыку на более интересный уровень. В тестировании смогут принять участие до миллиона человек.
Примеры композиций:
Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Новости партнеров
Новости