Главная Новости HI-tech Почему «прервалась» связь: ТОП-5 проколов чиновников
commentss НОВОСТИ Все новости

Почему «прервалась» связь: ТОП-5 проколов чиновников

Украинцы перестали увеличивать затраты на услуги телекоммуникаций. По крайней мере, добровольно

3 июля 2012, 00:07
Поделитесь публикацией:
Почему «прервалась» связь: ТОП-5 проколов чиновников

Опубликованный в прошлую среду отчет Госкомстата о развитии отрасли продемонстрировал, что за первый квартал 2012 года доходы операторов от услуг населению увеличились всего на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В общей сложности операторы получили доход в размере 4,7 млрд грн.

Незначительный рост рынка произошел в основном из-за повышения цен на фиксированную и мобильную связь. Если бы его не было, вполне, возможно, было ожидать отрицательной динамики.

Статистика показывает, что в наилучшей ситуации по-прежнему находится мобильная связь. В первом квартале заработок от услуг населению вырос на 9% и составил половину от всех доходов отрасли – 2,4 млрд грн. С начала года "Киевстар", МТС и "Астелит" (life:)) постепенно "подкручивали" тарифы, вводя обязательные платежи и увеличивая стоимость дополнительных услуг, таких как СМС. 

Рынок платного телевидения, основную долю на котором занимает кабельное ТВ, вырос на 5% до 370 млн грн. В основном это связано с тем, что крупнейший оператор в этой сфере – "Воля"- в начале года вводил дополнительные услуги (HDTV, телевидение высокой четкости, например). Кроме того, всем участникам ТВ-рынка приходится пересматривать тарифную политику в сторону повышения, так как телевизионный контент дорожает, и отчисления за авторские права на каналы, передачи и фильмы постоянно растут.

Фиксированную местную связь "Укртелекома" прошлогоднее повышение расценок в среднем на 13% в этом году уже не спасает. Абоненты домашних телефонов постепенно отсеиваются и доходы тают. В первом квартале оборот операторов от этих услуг в городах и ПГТ составил 724 млн грн, что на 8% меньше прошлогоднего значения. Регулятор с 1 июля в экстренном порядке повышает граничные тарифы на этот вид связи еще на 10%. Но на ситуацию в целом это вряд ли повлияет. 

Еще несколько лет назад быстро растущий рынок скоростного широкополосного интернет-доступа в первом квартале окончательно замер: рост – всего 0,5%. В общей сложности население пополнило интернет-счета на 623 млн грн.

Угроза минуса

Ситуация, сложившаяся в отрасли к середине года, настораживает основных игроков. Все указывает на то, что если отношение государства к телекоммуникациям не поменяется в лучшую сторону, то рынок к концу года начнет таять в деньгах. 

"Комментарии", проанализировав происходящее, постарались раскрыть 5 основных просчетов чиновников в управлении телекоммуникационной отраслью.

1.    Отсутствие головы 

В отрасли телекоммуникаций уже давно нет "хозяина". Не появилось его и в начале 2010 года, когда к власти пришли "регоиналы". "Шефство" над связью было передано в результате перераспределения сфер влияния Владимиру Литвину  и лояльному к нему олигарху  Василию Хмельницкому. Ни один, ни другой в телекоме не имели ярко выраженных интересов. Главой  Администрации связи вследствие рокировки в верхах был назначен далекий от отрасли молодой чиновник, переведенный туда, как на потенциальное хлебное местно, из Госкомрезерва, — Сергей Краснокутский. Вместе с ним в качестве замов в управление отрасли попали и другие чиновники из этого ведомства. Результаты их работы определить не удалось. Единственное заметное событие в администрации за время правления "госкомрезервовцев" -32-летний Краснокутский заметно продвинулся по службе и получил звание генерал-лейтенанта. 

Через год в стране началась административная реформа, и полномочия в отрасли перетянул на себя руководитель Госспецсвязи Леонид Нетудыхата. Указом президента в начале 2011 года администрация связи была выведена из состава Министерства транспорта и связи, ставшего Мининфраструктуры. А Госспецсвязи стала распоряжаться не только специальной связью, как раньше, но еще и коммерческой. Но ведомство так и не заработало в полную силу. Ходили слухи о том, что Нетудыхата должен в конце 2011 года перейти в "Укртелеком". В конце прошлого года он был уволен из Госспецсвязи, но в крупнейшем операторе фиксированной связи так и не появился. 

Результат:  администрация связи в этом году практически не функционирует. Проблемы отрасли пущены на самотек. Некоторые из них пытается подхватывать регулятор — НКРСИ.

2. Частотный кризис

Украинский парадокс заключается в том, что мобильный интернет в стране развит очень слабо, но и свободных частот для выдачи перспективных лицензий тоже не осталось. Передача данных в мобильных сетях – это по-прежнему редкость. Лицензия на 3G UMTS есть только у "Укртелекома",  который обслуживает чуть более 1% всех существующих в стране сим-карт. Перспективные диапазоны радиочастот розданы "про запас" малоизвестным компаниям, за которыми, как правило, стоят влиятельные чиновники и олигархи.

 Мобильный интернет мог бы принести неплохой дополнительный доход сотовикам и вытянуть рынок на плюс, хоть и небольшой. 

Будущее частотного ресурса тоже не выглядит многообещающим. В то время как Европа и Америка вовсю взялись освобождать перспективные диапазоны 600-900 МГц для строительства сетей передачи данных четвертого поколения, Украина увлеклась развитием в этом спектре эфирного ТВ, которое не принесет доход никому, кроме некоторых крупных вещателей.

Единственный шаг, которое сделало государство, чтобы поднять поступления в бюджет от использования радиочастот, так это увеличение платы за пользование наиболее популярными из них (GSM-частотами).  Два года назад мзда за пользование эфиром для мобильщиков была увеличена в 5 раз. Ежегодно ониотчисляют в бюджет более 0,5 млрд грн

При этом под новые технологии передачи данных GSM-частоты в Украине использовать нельзя. Государство еще с 90-ых годов выдавало лицензии на сотни узких полосок спектра. А чтобы предоставлять скоростной интернет, нужно в десятки раз меньше полос, но широких. 

Результат: Украина застряла на втором поколении мобильной связи, в то время как остальной мир уже думает о четвертом 

3. Интернет-хаос 

Рост доходов  от интернет-доступа уничтожил демпинг со стороны, как мелких нелегальных домашних сетей, так и крупных операторов. Последние субсидировали интернет-направление  за счет других прибыльных услуг. Например, "Киевстар", построив фиксированную сеть передачи данных, давал возможность абонентам "пополнять интернет" за счет денег, внесенных на оплату мобильной связи.

АМКУ на демпинг в этой сфере внимания не обращает. 

Чиновники из городских и районных администраций тоже внесли свою лепту. Они ввели "мзду" за доступ к каждой квартире,  взяв ее величину фактически с потолка. Урегулирование этого вопроса пока приводит только к скандалам между мэриями и НКРСИ.  Конструктивный диалог не налаживается. 

Результат: в многоэтажных домах хаотично проложены "тонны" разных проводов. Навести быстро порядок в подъездах нельзя — будут затронуты многочисленные бизнес-интересы.

4. Социальный балласт 

До весны 2012 года общедоступной услугой связи считалась только фиксированная местная связь, тарифы на которую регулируются государством. Но недавно АМКУ дал понять, что мобильная связь тоже должна иметь социальную нагрузку. Ведомство пригрозило "Киевстару" и МТС миллиардными штрафами, если те продолжат повышать цены. МТС ввела временный мораторий на изменение тарифов до завершения выяснений отношений с регулятором. А "Киевстар" продолжил переводить существующих абонентов на ежедневную абонплату с ежемесячной.

Вместе с тем государство продолжает придумывать мобильщикам новые оброки. Недавно в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект, который предусматривает отчисление в размере 2% от дохода до налогообложения всех услуг связи на развитие кинематографа. Параллельно чиновники продолжают вынашивать идею о создании так называемого фонда универсальных социальных услуг, в который операторы тоже будут обязаны отчислять до 2-3% от оборота. Плюс ко всему, сотовые компании продолжают платить 7,5% сбор в пенсионный фонд, который был введен еще тогда, когда эти услуги считались роскошью. 

В связи с этим возникает вопрос о том, какая же конечная цель у государства: сделать из мобильной связи социальную гарантированную услугу или дойную корову, за счет которой покрывают дыры в бюджете? Очевидно одно: и ту, и другую роль одновременно выполнять невозможно. 

5. Дорогое телевидение

Кабельное ТВ вот уже который год приносит постоянный доход в бюджет в размере более 300 млн грн. Это единственная разновидность платного телевидения, которая хорошо прижилась в Украине. Прогрессирующее интернет-телевидение еще не скоро станет сопоставимо по доходам с этой отраслью. 

Но в конце позапрошлого года государство решило, что основные каналы должны показываться  населению бесплатно. С конца прошлого года в стране заработала общенациональная цифровая эфирная сеть компании "Зеонбуд". Инвестиции она решила отбить не за счет абонплаты, а за счет денег, которые ей платят вещатели за распространение сигнала. 

С точки зрения лояльности к населению задумка выглядит хорошо. Но с точки зрения бизнеса есть ряд нюансов. Только в этом году "Зеонбуд"  пролоббировал выделение 450 млн грн. на закупку ТВ приставок для льготников.  В следующем году ожидается, что государство продолжит выделение средств на закупку этого оборудования.

Поэтому, вполне вероятно, что в бюджет в этом году от телевизионной отрасли поступит меньшая сумма денег, чем  государство потратило на ее развитие. И отдача средств не предвидится – услуга цифрового ТВ бесплатная.

Что касается кабельного ТВ, что операторы этой отрасли могут потерять часть клиентов в неравной борьбе с социальным эфирным конкурентом. Поэтому вполне возможно, что динамика доходов платного ТВ может к концу года получить знак "минус". 
  
А это еще один камень в огород чиновников.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Станислав Юрасов
comments

Новости партнеров


Новости

Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!