Новые форм-факторы рискуют пройти мимо Украины
В мире получают все большее распространение устройства, которые, возможно, заменят привычный ПК. Но в Украине за их использование можно угодить в тюрьму
Общественное внимание приковано к новым экспериментальным форм-факторам, которые могут прийти на смену не только телефону и смартфону, но и компьютеру в традиционном понимании. Как обычно, революционных новинок ждут от двух мировых технологических лидеров — Apple и Google. Первый туманно намекает на интерес к созданию часов-смартфонов, которые рыночные эксперты успели окрестить как iWatch. Второй тестирует прототипы Google Glass — очки дополненной реальности, подключаемые к интернету.
Если Google уже назвала примерный срок запуска новинки в продажу — конец 2013 года, то в Apple предпочитают искусственно окутывать разработку завесой таинственности. В компании лишь отмечают, что "около 100 сотрудников заняты разработкой устройства, которое будет сочетать в себе наиболее передовые достижения в области создания гибкого стекла, более дешевых сенсоров и улучшенного софта для распознавания речи".
Прототипы часов-смартфонов
Вместе с тем, формат устройства уже давно стал секретом Полишинеля, и западные обозреватели вовсю спорят о том, как устройство повлияет на рынок высоких технологий и пользовательские привычки. "Какими возможностями будет обладать iWatch? Будет ли гаджет следить за состоянием здоровья владельца? Выступать в качестве кредитной карты? Но даже если iWatch будет снабжен такими функциями, вы с таким же успехом можете привязать к своей руке iPhone, потому что все это в нем есть", — задается вопросами Донимик Раш, аналитик The Guardian.
По его мнению, вывод на рынок революционных гаджетов, переворачивающих с ног на голову устоявшиеся поведенческие привычки своих владельцев — своего рода специализация Apple. "iWatch может стать первой с момента смерти Стива Джобса серьезной новинкой. Компания наверняка захочет всколыхнуть рынок, учитывая тот факт, что их конкурент Google практически готов выпустить на рынок Google Glass. При этом Amazon, Microsoft и Facebook также следят за развитием событий и вынашивают собственные планы по созданию экспериментальных девайсов", — констатирует Доминик Раш.
Новые форм-факторы, несмотря на свою радикальную футуристичность, уже сегодня фактически формируют новый и чрезвычайно прибыльный сегмент рынка. Например, уже продано более 85 тыс. часов Pebble, внешне и функционально напоминающие iWatch. И пускай Google еще не определилась с датой начала продаж Google Glass, но сам формат очков дополненной реальности уже нельзя считать новым — рынок наполняют всевозможные аналоги. К примеру, такие разработки, как M100, Telepathy One и Golden-i уже активно продвигаются на рынке менее именитыми конкурентами Google.
А некоторые энтузиасты, к примеру, известный канадский "чокнутый профессор" Стив Манн, уже не один десяток лет испытывает собственноручно созданную технологию очков дополненной реальности. Он говорит, что после ношения очков в течение некоторого времени очень трудно от них отказаться, настолько привыкаешь к удобствам и новому качеству жизни. Поэтому новые форм-факторы, названные "надеваемыми компьютерами" (wearable computing) не только сформируют новую нишу на рынке, но и приведут к серьезным изменениям бизнес-моделей вендоров и дистрибьюторов.
Канадский ученый Стив Манн за десятки лет разработал множество моделей очков дополненной реальности. Фото CBC News.
Агентство Forrester в своем докладе охарактеризовало распространение "надеваемых компьютеров", как "начало новой войны платформ". Их коллеги из исследовательского агентства Juniper Research посчитали, что портативные устройства в 2013 году принесут производителям и дистрибьюторам около $800 млн. дохода, а в 2014 — примерно $1,5 млрд. Эксперты агентства считают, что продажи таких гаджетов вырастут с 15 млн. шт. в 2013 до 70 млн. в 2017.
Растет интерес к новым форм-факторам и у отечественных пользователей. Однако, по всей видимости, они имеют все шансы остаться за бортом надвигающейся мировой "революции платформ". Дело в том, что в последнее время украинские силовики все чаще стали причислять новые разработки к т.н. "спецтехсредствам" (СТС) негласного снятия информации — иными словами к шпионской аппаратуре, за использование которой предусмотрена уголовная ответственность (ч. 1 ст. 359 КК Украины).
Некоторые случаи можно было бы назвать анекдотичными, но их фигурантам совершенно не до смеха. В Киеве уже судят системного администратора, 28-летнего Андрея Фенченко, за покупку в интернете двух брелоков, фонарика и перочинного ножа, которые, по мнению силовиков, являются шпионскими СТС. И этот случай не единичен — с начала 2013 года Управлением СБУ в г. Киеве зарегистрировано 148 уголовных производств по фактам незаконного перемещения с использованием почтового канала и курьерских служб через государственную границу СТС негласного получения информации.
Если принять во внимание, что одним из достоинств новых форм-факторов как раз являются миниатюрные размеры, высокое качество видео- и звукозаписи, незаметное ношение и мощная функциональность, то шансы на попадание под уголовную ответственность за продажу и использование в Украине гаджетов, подобных Google Glass, очень велики. Впрочем, такой запрет может коснуться и многих других новинок, поскольку вопрос принадлежности того или иного гаджета к категории СТС решает Украинский научно-исследовательский институт специальной техники и судебных экспертиз при СБУ, исходя из "Общей методики отнесения объектов к специальным техническим средствам негласного получения информации" (зарегистрирован в Минюсте 02.03.2011 за № 17.0.01). Следовательно, от миллиардного "пирога" новых форм-факторов, Украине, возможно, не достанутся даже крохи.