Налоговые льготы разработчикам ПО вышли боком

Крупные производители ПО не пользуются введенными льготами из-за их бессмысленности

Спустя почти полгода с момента начала действия налоговых льгот для украинских производителей ПО можно говорить о том, что выстраданные фискальные послабления не только не повысили конкурентоспособность украинских софтверных разработчиков на мировой арене, но попутно усложнили налоговую отчетность розничных сетей, торгующих ПО и, возможно, создали анти-налоговую лазейку для компаний, не связанных с высокими технологиями.

Напомним, что активное обсуждение налоговых льгот для IT-отрасли началось еще в 2011 году. Разработкой соответствующего законопроекта занималась рабочая группа под председательством Вице-премьер-министра Украины Сергея Тигипко при содействии премьер-министраассоциации "Информационные технологии Украины" и Европейской бизнес-ассоциации. В качестве обоснования необходимости введения льгот тогда озвучивались данные, что в украинской сфере IT сегодня работает около 2 тыс. компаний, занято порядка 40 тыс. сотрудников, а годовой объем экспорта программной продукции и услуг составляет порядка $1 млрд. При этом разработчики ПО, которые работают премущественно на аутсорсинг, проигрывают конкурентную борьбу на международной арене, потому что несут тяжкое фискальное бремя: платят налог на прибыль 21%, налог на добавочную стоимость 20%, налог на доходы физлиц 15% и единый социальный взнос 37,76%.

Особое внимание госорганов и общественности налоговые лоббисты акцентировали на том, что в себестоимости услуг софтверных разработчиков около 80% расходов приходится на оплату труда. Инициаторы льгот утверждали, что развитию отрасли, в первую очередь, препятствует огромная налоговая нагрузка на зарплатный фонд. Поэтому компании, которые не имеют возможность платить такие налоги либо закрывают свой бизнес в Украине, либо уклоняются от уплаты налогов, в результате чего бюджет страны недополучает огромные суммы.

Инициаторы законопроекта предлагали предоставить IT-компаниям льготы по налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц и единого социального взноса для программистов. В начальной редакции законопроект иницировал проведение до 2016 года эксперимента, в рамках которого предприятиям-участникам налог на прибыль был бы снижен до 16% (вместо 21%), налог на доходы физлиц (НДФЛ) — до 10% (вместо 15%) и отменен налог на добавочную стоимость (НДС). Однако во время дальнейшего обсуждения инициаторы льгот предложили еще больше снизить налоговое бремя: установить ставку налога на прибыль в 5%, отменить НДС и продлить фискальные каникулы с 2016 до 2023. Особые акцент лоббисты льгот ставили на уменьшении размера НДФЛ с 15% до 5% и 37,76% ЕСВ не от всей зарплаты, а от 2 минимальных. 

Но как раз инициативы по НДФЛ и ЕСВ встретили острое сопротивление со стороны Минфина, представители которого очевидно оказали влияние на Президента, который в конце июня 2012 отправил на доработку принятый парламентом законопроект. В замечаниях Виктор Янукович обратил внимание на непродуманность применения льготного режима по НДС, коррупционную составляющую администрирования льготного налогообложения, а также предложил исключить льготы по НДВЛ и ЕСВ, как противоречащие Конституции. Соответствующие правки были оперативно внесены, после чего закон 5091-VI опубликовали 2 августа 2012 и он вступил в силу 1 января 2013.

Между тем, как и предполагали некоторые чиновники, выступающие против налоговых льгот, принятый закон подогрел интерес к льготам не только разработчиков ПО, но и других участников IT-рынка. Так Виктор Галасюк, вице-президент Bioniс Hill — инновационного парка, строительство которого запланировано в городской черте Киева в ближайшие несколько лет, заявил: "Чтобы стимулировать инновации в Украине необходимо дать льготы не только IT-компаниям, но и всем кто работает в направлении hi-tech". Также были развенчаны надежды представителей системных интеграторов и бизнес инкубаторов на предоставление аналогичных льгот их отраслям. Более того, действие закона не самым удачным образом принудительно распространилось на производителей "железа", которые попутно торгуют софтом. Они были вынуждены в срочном порядке существенно перекраивать весь процесс бухгалтерского учета. Однако наибольшей критике действующий закон о налоговых льготах поддался со стороны самих разработчиков ПО.

По словам Юрия Антонюка, руководителя EPAM Systems Украина, действующий закон 5091-VI, отменяющий НДС и снижающий налог на прибыль с 21% до 5% для субъектов программной индустрии, не содержит те нормы, ради которых он изначально создавался. Речь идет об уменьшении налога на доходы физических лиц, занятых в программной индустрии, до 5% (сейчас 15%-17%) и снижении размера единого социального взноса до 36,76% от двух минимальных зарплат (сейчас 36,76% от всей зарплаты).

"Поэтому действующие налоговые стимулы никак не повлияли на бизнес нашей компании, — говорит Юрий Антонюк. Дело в том, что в общей структуре затрат украинских разработчиков ПО примерно 80% приходится на зарплатный фонд программистов. Средняя зарплата программистов в Украине составляет $2,5 тыс. (по данным Министерства финансов за 2011) и в соответствии с действующим законодательством мы должны платить от этой суммы почти 60% налогов, что очень затратно".

Несмотря на то, что налоговые льготы действуют уже почти полгода, руководитель EPAM Systems Украина говорит, что компания все еще рассматривает целесообразность подачи заявки на получение таких льгот: "Если сейчас мы потратим ресурсы на подготовку и регистрацию необходимых документов, а спустя какое-то время, например, льготы отменят и начислят ту часть, которую мы не доплатили, бизнесу будет нанесен ущерб.

В отличие от отмены НДС для внутреннего рынка и снижения налога на прибыль, гораздо больший положительный эффект для нашего бизнеса дало бы льготное налогообложение доходов физических лиц, задействованных в программной индустрии и льготы на уплату ЕСВ".

В то время, как ведущие украинские разработчики ПО с многомиллионными доходами даже спустя полгода после введения льготного налогообложения все еще не решаются на него перейти, Министерство доходов и сборов сообщает о том, что только в начале 2013 более сотни компаний подали заявления для получения свидетельства субъекта индустрии программной продукции.

По мнению представителя одного из крупных софтверных разработчиков, такое количество желающих получить льготу выглядит странным, поскольку она, прежде всего, интересна крупному бизнесу, который, например, готовится к выходу на IPO. "Мелкому и среднему бизнесу даже выгоднее использовать систему налогообложения в виде единого налога, которого сейчас существует 6 видов", — объясняет специалист.

В свою очередь, Олег Кристюк, в прошлом руководитель одного из крупнейших отечественных ИТ-предприятий "К-трейд", считает, что многие из 136 компаний, которые по данным Миндоходов подали заявку на получение льгот, используют данные изменения в Налоговом Кодексе для уменьшения налогообложения тогда, как их бизнес вообще не связан с разработкой ПО.

"В частных беседах с представителями разработчиков ПО мы пришли к выводу, что им легче не пользоваться налоговыми льготами, потому что от них больше проблем, чем пользы. Производителям софта безопаснее заплатить налоги сполна и не гадать придет ли внеочередная налоговая проверка или нет. Без налоговых льгот проще работать и с контрагентами, которым не придется объяснять, как списывать "льготное" ПО", — говорит Олег Кристюк.

Тем не менее, он считает, что в нашей стране, где львиная доля ВВП формируется за счет продажи ресурсов, налоговые льготы для производителей ПО должны быть, потому что разработка ПО позволит стране расти и двигаться вперед. "На бумаге льготы прописаны хорошо, но в реальной жизни система их применения плохо продумана, подразумевает возможность злоупотреблений, уменьшения налогообложения не целевыми компаниями, нестыковку с обычной системой налогообложения и т.п.", — обращает внимание Олег Кристюк.

О нестыковках налоговых льгот и обычного налогообложения не понаслышке знает Анатолий Балюк, глава правления Diawest. Его розничная сеть, которая кроме компьютеров и комплектующих реализует и ПО, после вступления в силу налоговых льгот была вынуждена в срочном порядке создавать во всех кассовых аппаратах специальные коды, чтобы продавать ПО без НДС. Неопределенная ситуация была и с переходными остатками, потому что некоторые партии софта покупались с НДС, а после начала действия льгот их надо было реализовывать без НДС.

Анатолий Балюк подтверждает слова Олега Кристюка о нежелании разработчиков ПО подавать заявку на налоговые льготы: "Я только знаю общие впечатления от других участников рынка. Они таковы, что компании, которые могли бы подать заявку на налоговые льготы, не делают этого и льготы получать не хотят, потому что они усложняют работу и контрагенты отказываются с ними работать. Поэтому, я считаю, что этот закон, как и многие другие, которые принимаются в нашей стране, принят чиновниками для того, чтобы запутать систему налогообложения и этим пользоваться".

Столь негативные или в лучшем случае нейтральные оценки участников рынка создают впечатление, что вместо действительно актуальных для софтверной индустрии налоговых льгот был принят невостребованный целевой аудиторией закон. Вместо стимулирования развития бизнеса аутсорсинговой разработки ПО, он внес неоднозначные изменения и в без того запутанную систему налогообложения, и возможно открыл путь для уклонения от уплаты налогов компаниями, никак не связанным с производством софта.

Впрочем, большинство украинских разработчиков ПО все еще верят в то, что настоящие и действенные фискальные стимулы в виде 5% НДФЛ для программистов и ЕСВ от двух минимальных зарплат все же будут приняты чиновниками. Они рассчитывают, что данные налоговые льготы будут введены после принятия в парламенте законопроекта № 2063 под авторством Виктора Януковича — сына Президента. Документ был зарегистрирован в Верховной Раде 21 января 2013 и предусматривает введение двух ключевых норм, которые были изъяты Президентом из действующей редакции закона о льготах для разработчиков софта. Если документ не будет принят в 2013, то, по мнению Игоря Лисицкого, главы "Совета по конкурентоспособности индустрии ИКТ", действующего в составе инициативной группы по продвижению законопроекта, Украина недополучит 200 млн грн налоговых поступлений и недосчитается 7 тыс. рабочих мест. Сейчас законопроект № 2063 находится на рассмотрении в Верховной Раде.